Падение Ходейды
el_murid — 12.11.2018 Антихуситская коалиция в Йемене близка к достижению крайне важного результата. Город-порт Ходейда, овладеть которым коалиция безуспешно пыталась около полугода, почти взят под её контроль. Бои идут в самом городе, сопротивление боевиков Ансар Алла становится очаговым, есть признаки паники. Коалиция практически заперла город, из которого нет выхода.Как всегда бывает при поражениях, в сторону победителей начинают бежать высокопоставленные перебежчики. В Саудовскую Аравию бежал министр правительства хуситов Абдусалам Али Джаббар, где дал пресс-конференцию со всем положенным набором описания зверств режима Ансар Алла и его полной зависимости от Ирана. Кстати, не слишком греша против истины - и огромное количество мобилизованных детей, которых бросают в бой, и продразверстки под лозунгом "Всё на борьбу с врагом", когда у жителей выметают последние запасы еды и воды, и иранские советники, и расстрелы - впрочем, с "той стороны" картина примерно такая же. Гражданская война, в которой с обеих сторон участвуют иностранные интервенты - всё как обычно.
Это еще не военный разгром хуситов, но теперь стратегическое положение Ансар Алла становится безнадежным. В ближайшее время мы неизбежно увидим поток перебежчиков из числа нынешних союзников движения, племенные ополчения вряд ли будут поддерживать проигравшего, уйдя в нейтрал или переметнувшись на сторону коалиции. Ядро движения - небольшая группировка численностью порядка 8-10 тысяч человек, которым уходить не к кому, они смогут организовать сопротивление на своей родовой территории на севере Йемена, но контролировать весь север страны Ансар Алла может только с помощью союзников и поддержкой внешних сил. Иран теперь может организовать снабжение северян только с небольшого и труднодоступного побережья, которое формально еще под контролем хуситов, однако о поставках тяжелого вооружения придется забыть.
Главный вопрос войны - вопрос продовольствия. В Йемене катастрофическая его нехватка, и без снабжения извне численность боевых отрядов хуситов неизбежно начнет сокращаться, причем очень быстро.
Теперь целью коалиции неизбежно становится столица страны Саана. Взятие её будет означать политическую победу над мятежом Ансар Алла, однако после этого саму коалицию ждет существенная трансформация - на первый план выступят внутренние противоречия. Саудовская Аравия поддерживает президента Мансура Хади, ОАЭ - сепаратистские движения Юга.
Они могут разрешить свои противоречия относительно мирно, создав переходное правительство Йемена, но как раз невозможность консенсуса по этому вопросу и стала причиной нынешней гражданской войны. Президент Мансур Хади, назначенный временным руководителем страны после Салеха в 2012 году, должен был сформировать условия для проведения всеобщих выборов, но не преуспел за два отведенных ему года. Даже продление его полномочий еще на год - до конца 2015 года - так и не привело к достижению договоренностей, что и позволило Ансар Алла выдвинуть ультиматум и начать боевые действия - вначале на севере, а затем дойти практически до южного побережья.
Как раз вероятность захвата южной столицы страны - Адена - и стала причиной иностранной интервенции, после чего гражданская война приняла нынешний формат. Аравийские монархии не могли допустить, чтобы Иран, как спонсор террористической шиитской группировки Ансар Алла, сумел закрепиться на юге Аравийского полуострова. Все противоречия, касающиеся разногласий аравийских монархий в отношении Йемена, были забыты на время изгнания Ирана.
Теперь, когда основная задача близка к выполнению, Саудовская Аравия и ОАЭ должны будут вернуться к собственным внутренним проблемам. Традиционно Йемен был вотчиной саудитов, ориентированной строго на Эр-Рияд. Однако теперь на важный торговый перекресток обратил внимание и эмир Нахайян, имеющий свою собственную концепцию и стратегию развития Эмиратов в будущем без нефти. Эмиратам уже тесно на своем клочке побережья полуострова, они продвигают свой проект, который конкурирует с саудовскими задачами. Нельзя сказать, что между ОАЭ и Саудовской Аравией есть непримиримость и ожесточение, но в йеменском вопросе им придется либо приходить к согласию, либо навязывать свои интересы силой. Естественно, не напрямую, а через подконтрольные им прокси-силы. У саудитов это президент Мансур Хади, у ОАЭ - сепаратистские движения Юга.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/padenie-hodeidy-5be92dfff2b81c00aa46e326?from=editor
|
</> |