Ответы на вопросы (два) и информация про нашу книжку
borisakunin — 30.06.2011Сегодня выношу в пост только два ответа на вопросы, потому что они получились длинными и как-то заняли всё пространство. Остальные ответы – в почтовом ящике.
Григорий Шалвович, как Вы относитесь к толерантности? Не к терпимости как таковой, а к тому шаблону межчеловеческих отношений, который так яро культивируется последние, довольно долгие уже, годы. Просто мне кажется, что в этом процессе больше вредного. Во-первых, толерантность возводит норму (а спокойное отношение к чему-либо иному, по-моему, есть норма) в достоинство. А ещё "под соусом" толерантности стремится утвердиться как норма то, что нормой не является (яркий пример - претензии геев). Да и просто в исторической перспективе: минареты в старых европейских гордах - это, конечно, торжество толерантности, но... засаждение европейской культуры, её истории. Нет?
Москва. Гей-парад без «соуса» толерантности.
Photo AP
По-моему,
норма – это когда люди спокойно относятся к тому, что кто-то другой
на них непохож. Возможно, в Европе и Америке из-за некоего упоения
собственной политкорректностью случаются и перегибы. Но уж в
России-то политкорректности и толерантности, сколько ни прописывай,
много не будет. Публика наша в своей массе угрюма,
недружелюбна, а ко всему инакому враждебна.
Возьмем пресловутые гей-парады, из-за которых переломано больше
всего копий (и челюстей). Я видел пару раз за границей эти массовые
мероприятия, и они мне, честно говоря, не приглянулись. Может, я
чересчур консервативен, но выпячивание своих сексуальных
преференций в обществе, которое и так относится к гомосексуализму
вполне терпимо, кажется мне какой-то избыточной спекуляцией. Другое
дело – Россия, где так называемые секс-меньшинства действительно
подвергаются дискриминации, а нередко и прямой агрессии. В наших
условиях гей-парад – это отчаянно смелая форма борьбы за самые
главные гражданские права: право распоряжаться
собственным телом, право чувствовать себя полноценным членом
общества вне зависимости от секс-ориентации. Вот когда у нас
спокойно и с зевотой начнут относиться к этой сугубо приватной теме
и всем станет до лампочки, кто гетеро-, а кто гомо-, тогда я с Вами
полностью соглашусь: мода на толерантность – вчерашний день.
Насчет минаретов в европейских городах. Ну что делать, если там
много мусульман живет? Конвергенция культур. Кому-то это
нравится, кому-то нет, но процесс вспять не повернешь.
Григорий
Шалвович! Почему любить конкретного человека - это уникальный Дар?
Как Вы думаете, есть люди, которые не могут любить кого-то в
принципе? Как Вы относитесь к тезису - кто любит, тот любим? Что
лучше, на Ваш взгляд, любить самому или быть любимым?
Теоретизирую о любви
Что ж,
попробую заняться сомнительным делом: порассуждать на тему, которая
от всякого теоретизирования чахнет и съеживается, как
Mimosa pudicaот грубого
прикосновения. Надеюсь, я правильно понял, и Вы спрашиваете о той
любви, которая Любовь? То есть не о любви к родине, детям и
родителям, шоколаду, художникам-передвижникам и прочим
несексуальным объектам?
Читатели моих книг и моего блога уже знают, что
меня хлебом не корми – дай пришпилить булавкой и подвергнуть
анализу всякие трудноопределимые материи (недавно вот со
смыслом жизни
немножко поразбирались). Естественно, пытался я в свое время
уяснить и что такое любовь. В одном из романов, не помню котором,
я, кажется, уже излагал свои умозаключения устами какого-то
персонажа. Не знаю, согласитесь вы с моей версией или нет.
Мне кажется, чувство, которое мы называем «любовью», возникает,
когда тебе кажется, что именно вот этот человек, и больше никто
другой на всем белом свете, может тебе дать то самое, в чем ты
больше всего нуждаешься. Это проявление экзистенциального голода,
взыскующего насыщения. Очень часто мы сами не знаем, чего именно
нам не хватает для счастья, не можем найти нужных компонентов
внутри себя (да их там, вполне вероятно, и нет) – поэтому надеемся
заполнить эту пустоту при помощи другого человеческого существа.
Полагаю, именно это имеется в виду, когда говорят о «второй
половине».
Само собой, на этом пути нас подстерегают всякого рода опасности и
разочарования. Во-первых, сплошь и рядом мы гонимся за химерой:
того, что тебе нужно, в объекте влюбленности не оказывается. Или же
«объект» тебе позарез нужен, а ты ему, что называется, на фиг не
сдался - у «объекта» какой-то иной голод, удовлетворить который ты
не в состоянии.
Но игра стоит свеч. Потому что если получилось и сложилось, два
одиноких и неполноценных осколка соединяются в некую волшебную
общность, которая называется Счастливой Парой.
А что думаете о природе любви вы, о члены Благородного
Собрания?
И ПРО КНИЖКУ
Издательство закончило предварительную обработку материалов нашей коллективной книги «Фото как хокку» и переслало их мне на просмотр. Должен сказать, что, будучи собраны в единую рукопись (немаленькую), тексты производят еще более сильное впечатление. Не позднее чем на будущей неделе будет объявлен полный список (со)авторов. Еще чуть-чуть терпения, пожалуйста.