
Нескромное обаяние аристократии

Не то чтоб меня сильно занимала «аристократическая» тема,
которой я коснулся на прошлой
неделе, но так уж вышло, что на днях я по случайному совпадению
соприкоснулся с сюжетом, подкрепившим мою разночинскую антипатию к
этому капризному сословию.
Я давно собирался съездить посмотреть на бретонский замок Кериоле.
Много слышал про эту архитектурную «folie
russe», экзотичную для тамошних краев.
Съездил – и не пожалел. Теперь расскажу вам
сказку.
Давным-давно, а если точнее в 60-х годах 19 века, сумасбродная русская барыня выстроила в Финистере, суровом и скудном рыбацком крае, чудо-замок.
Черт-те что (и сбоку в качестве бантика архангел
Гавриил)
Получился шибающий по мозгам «ёрш»
из неоготики, бретонского фольклора и романтизма, увенчанный
русским медведем на крыше, который тоскливо глядит на восток,
в сторону России-матушки.
На пятиконечную звезду не обращайте внимания.
Архитектор был франк-масон и понатыкал их по всему
фасаду
Нынешний вид
замка дает слабое представление о былом роскошестве. Все
декоративные элементы когда-то были цвета небесной лазури, а лилии
и звезды сверкали позолотой. Современники прямо-таки очумевали,
когда видели это варварское великолепие среди монохромного лесного
пейзажа.
Всё что осталось от былой
красочности
История замка Кериоле – это вариация на
тему купринского рассказа «Белый пудель». Помните? «Хочу собаку!
Трилли хочет собаку!».
Жила-была великосветская дама, вдовствующая княгиня Зинаида
Юсупова, née
Нарышкина (1803 – 1893). И всё у нее в жизни всегда было очень
хорошо, и ни в чем никогда ей не было отказу. Родилась она с
золотой ложкой во рту, с детства как сыр в масле каталась,
долго-предолго жила-поживала и добро проживала, но добра было
столько, что и за девяносто лет Зинаида Ивановна его растранжирить
не смогла.
И вот повстречался ей в Париже красавец-француз. Она – княгиня
почти что царской крови, он – плебей; ей уже пятьдесят семь, ему
– тридцать два. Однако Трилли заголосил: «Хочу собаку!» И всё
покорилось.
Красавец Шарль не устоял перед соблазнами, которые сулил ему этот
мазальянс. Зинаида Ивановна купила жениху видную должность и аж два
аристократических титула – графа и маркиза – с кучей знатных
предков впридачу.
Это липовые предки графа-маркиза в Рыцарском зале
замка
Портреты молодых:
Характер сразу понятен
А вот и
«белый пудель» (не такой уж, по-моему,
адонис)
Свой трофей ее сиятельство заперла в бретонской глуши, для чего и
было выстроено любовное гнездышко. Судя по старинным снимкам,
интерьеры замка были еще пышнее экстерьера, однако от них мало что
сохранилось. Почему – объясню чуть позже.
На парадном фасаде красуется герб Нарышкиных, хотя после двух
браков можно было бы так уж не кичиться своей девичьей
фамилией.
Узнав, что я из России, экскурсовод попросила меня перевести
девиз:
Не без труда я разобрал, что над гербом высечено «При
той»
Я предположил, что невразумительная
формула может выражать генеалогическое почтение к самой знаменитой
представительнице рода царице Наталье Кирилловне. Мол, мы все,
Нарышкины, ютимся охвостьем При Той, Которая Родила Великого
Петра.
Во время первой половины экскурсии, пока нам рассказывали об
экстравагантных тратах и выходках princesse russe, я не раз
ловил на себе почтительные взгляды французской группы.
Должно быть, давая согласие на брак, бравый молодец думал: «Ну
сколько ей осталось?». Но старушка, естественно, пережила своего
принца-шармана и поплакала на его похоронах. Потом пожила еще
и наконец отдала Богу душу, сделав напоследок департаменту типично
аристократический подарок: завещала Кериоле бретонцам, однако с
массой занудных условий и ограничений – и то с поместьем делать
нельзя, и это.
Сменились эпохи, прошли мировые войны, началась гонка ядерных
вооружений.
Однажды правнук Зинаиды Ивановны, затравленный кредиторами Феликс
Юсупов (l’assassin de Raspoutine, подняла палец экскурсоводша, и вся
группа закивала) вспомнил, что была у него какая-то полоумная
прабабка, а у прабабки был какой-то полоумный, но дорогущий
замок.
«Хочу собаку!» - сказал Трилли. К тому времени русский Дориан Грей
был уже не похож на знаменитый портрет кисти Серова, а выглядел вот
так:
Разумеется, экспертиза установила, что
через 60 лет после смерти княгини никто уже не помнит ни про какое
завещание. Что-то из коллекций переправлено в местные музеи, что-то
в парке изменено.
Вознегодовав на такое кощунство, Юсупов подал в суд и после
многолетней тяжбы отобрал у департамента замок, получив еще и
солидный штраф.
Сразу же вслед за этим, наплевав на плебейские условности (вот он,
истинный аристократизм!), бережный хранитель священной
прабабушкиной памяти распродал весь интерьер и вообще всё, что
только было возможно. Умудрился даже загнать ближайшему
муниципалитету старинный колодец из замкового двора - на вывоз. Всю
землю разделил на участки и выставил на торги. Потом объявил, что в
архитектурном смысле Кериоле – жуткая безвкусица (мне, честно
говоря, тоже так показалось) и продал обобранную постройку под
гостиницу.
В этом месте экскурсии я начал ежиться – теперь вся французская
группа смотрела на меня с русофобско-санкюлотским гневом, как будто
я и был тот самый князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон.
И побрел я прочь, пока все не запели: «Аристократов на
фонарь!».
Всё оглядывался на замок, и в своем обветшавшем виде он вдруг
показался мне трогательным и прекрасным, как райская птица, по
нелепой случайности залетевшая в чужой серый край и растерявшая там
свои лазоревые перья.
А сломанному каштану справа 400 лет, и он все еще
живет