Отравленный пояс
loboff — 30.12.2018 Есть такой рассказ у создателя Шерлока Холмса - "Отравленный пояс". Сюжет практически голливудский: гениальный учёный просчитывает последствия пролёта Земли через хвост кометы, запирается со своим приятелем с противогазами, и наблюдает как весь мир вокруг сходит с ума, надышавшись отравленными газами, принесёнными кометой. Сходит с ума мир вполне впечатляюще - такой себе Дроздов: "А теперь, дорогие друзья, давайте просто отойдём в сторону и понаблюдаем за этими забавными зверушками..." Но ещё больше впечатляет время написания рассказа - 1913-ый год, как раз Накануне. Накануне такого Безумия, что никакому Конан-Дойлю и в страшном сне не привиделось бы.Но что делать, если комету вовремя не завезли? Правильно - нужно создать этот самый отравленный пояс медийным способом, виртуально. Собственно, именно это все мы последние годы в СМИ и наблюдаем: нагнетается ужас за ужасом, апокалипсис обещается вот прямо завтра, а так как завтра остаётся практически таким же как сегодня, то и гипотетический завтрашний ужас приходится делать всё ужаснее и ужаснее. Традиции, однако - не только спорт и юмор, но и журналистика это тоже английское изобретение.
Прямо сейчас своего рода пик этого нагнетания - если относиться ко всем сетевым прогнозам некритично, то от следующего, 2019-го года, стоит ожидать лишь одного - мы все умрём. Либо финансовый кризис, либо новая большая война, либо и то и другое вместе взятое, но что-то обязательно грядёт, ибо сколько же можно ждать ужасного конца? Который, как известно даже самым маленьким, куда как предпочтительнее бесконечного ужаса.
В общем-то, следующий год и правда что обещает быть интересным. А что касается ужасов... Есть два (извините за выражение) лайфхака, помогающих не палить нервы зазря в условиях гиперинформационной насыщенности белым шумом.
1. Уже говорил неоднократно, но повторюсь - читайте пропагандистов, а не аналитиков. Аналитики это (опять же извините за выражение) блогеры. Которым важны их собственные рейтинги и шум вокруг собственного имени - ради которых они не то что маму продадут, но и себя самих сдадут на органы (хотя наверное всё же органам). Пропагандисты же люди на зарплате, за что заплочено (теми же самыми органами), то и транслируют. А так как пропаганда и реальность соотносятся в пропорции в лучшем случае как десять к одному, то и оценивать её можно вполне осознанно.
Пугают? - значит бояться особенно нечего (разделить на десять). Успокаивают? - значит в данном конкретном случае и правда что есть чего опасаться (умножить на десять). Нагнетают? - можно не париться. Рассказывают какой ты замечательный и неповторимый? - готовятся обокрасть.
То есть тут два в одном. Во-первых, ты приблизительно понимаешь к чему тебя готовят. Во-вторых, ты достаточно ясно осознаёшь, что если тебя чем-то запугивают, то это несомненно связано с тем, к чему тебя готовят. Дальше уже остаётся лишь сложить дважды два, и сделать выводы - вот тут принять неизбежное, а вот тут забить и не напрягаться.
В качестве наглядных примеров в случае с РФ:
Пенсионная реформа только начало, давить будут и дальше, каток включили и тут тоже, а значит пора привыкать платить налоги и всё такое же (это "неизбежное"). А вот про войну хоть с Америкой, хоть с инопланетянами - вещи в общем-то сравнимые - можно как не думал вчера, так и не думать сегодня, и не забивать себе мозги этими глупостями завтра (а это "не напрягаться").
Или же. То, что пришло время в очередной раз стричь лохов, накопивших жирок, это и так понятно (неизбежное). Но никакого краха Америки в обозримом будущем как не намечалось, так намечаться и не собирается, а поэтому как доллары в чулки собирались, так пусть и дальше в те же самые чулки и собираются (не париться).
Ну и так далее - принцип, надеюсь, понятен. Причём точно с тем же самым цинизмом нужно относиться и к любой иной пропаганде, будь она хоть про "импичмент Трампа", а хоть и о российских или китайских хакерах, захвате Китаем мира или исламской террористической угрозе. Пугают? - значит ничего страшного. Успокаивают? - впору призадуматься и, если есть для этого ресурсы, подстраховаться.
2. Однако же, пропаганда на то и пропаганда, чтобы быть антагонистичной и сбивающей с толку. Поэтому второй принцип информационной гигиены и ещё более важен: о "чёрных лебедях" не кричат из каждого утюга. "Чёрные лебеди" в принципе непредсказуемы, а уж тем более когда об одном и том же вопят утюги якобы бы противоречащих друг другу сторон. Поэтому, чем более обсуждаема очередная страшилка - тем менее она возможна.
Ошибки тут несомненно возможны. Но логика в таких вещах работает очень слабо, и в девяти случаях из десяти работает строго противоположный подход - если что-то из прогнозов на будущее кажется однозначным, значит вот именно эти самые однозначные прогнозы и не реализуются. Будет что-то другое - может и хуже чем ожидалось, может и так, но тогда уже в какую-то настолько другую сторону, что о ней и близко никто не подозревал (кроме статистически неизбежных единиц, идущих против течения, и благодаря этому получающих по результату свои пятнадцать минут славы).
Что применение этих двух принципов обывательской пикейножилетной фильтрации белого шума даёт нам на следующий год? Что год будет шумным. Что год будет насыщенным. Что СМИ будут по накалу страстей и ещё ближе к самым топовым из голливудских сериалов. И - что в общем-то ничего особо страшного в 2019-м году не произойдёт.
Ни краха доллара. Ни войны с Китаем. Ни даже распада РФ. И если кто и порадует дорогих зрителей нежданчиками, то это разве что Украина - тамошние прости Господи элиты уж очень стараются превзойти все собственные и папэрэдников достижения, поэтому могут, да. Хотя и у них пока что получается с трудом - даже религиозная повестка дня (то, что для Украины в принципе трогать взрывоопасно) пока что оборачивается скорее балаганом, чем распространением Донбасса на всю страну - чего им так бы хотелось.
Поэтому предлагаю выдохнуть, расслабиться, открыть шампанское, и продолжать в том же духе и ещё как минимум следующий год. Ну а уж как там будет дальше... Нам ведь всё покажут, правда ведь? Вот когда покажут, тогда и.
С Новым Годом!
|
</> |