Для учебы. Языков в первую очередь. Переношу статьи с сайта
Park E-to.
#3 М н е м о т е х н и к а - у ч е б а
б е з п е р е г р у з о к
Поговорим об энтузиазме
Насколько легко и споро идет работа, когда мы полны вдохновения:
набрасываемся на новый предмет и сходу основательно продвигаемся
вперед - на несколько уроков, если речь о языке; может быть даже
пол-учебника удастся одолеть с налета. Но рано или поздно
первоначальный задор угасает, ставшая привычной работа превращается
в рутину, и продвижение замедляется, вплоть до того, что и вообще
останавливается. Предмет, который мы начали изучать самостоятельно,
для собственного удовольствия, кажется бессмысленным продолжать
через силу, хотя и оставлять не хочется - все-таки результаты
какие-то есть, время потрачено. Получается как чемодан без ручки -
и нести тяжело и бросить жалко.
Kак же быть?
Отчасти решить проблему призван мнемотехнический подход -
эффективные приемы запоминания позволяют на первой волне энтузиазма
освоить язык настолько, что бы начать читать на нем, хотя бы
адаптированные тексты (а в случае эсперанто и вполне серьезную
литературу). Чтение разнообразных текстов - предпочтительный метод
освоения языка, который состоит не просто из слов, а в значительной
степени из устойчивых конструкций (в русском это не только
фразеологические обороты типа "бить баклуши" или "лезть на рожон",
но и "заострить внимание", "обратиться с просьбой", "убить время" и
т.п. В любом языке их масса; есть языки, где таких оборотов гораздо
больше, чем в русском.)
Полные сборники таких фраз с переводом и комментариями не всегда
доступны (десятки томов понадобились бы, описать все эти "поднять
вопрос", "сдавать позицию"), да и зачем читать нудные списки: любое
литературное произведение - готовый сборник употребительных
оборотов, еще и в контексте. Читаем, привыкаем - "впитываем
язык".
По учебнику можно усвоить только основы, настоящее овладение языком
начинается при его использовании - чтении, или, при возможности,
живом общении (сейчас его свободно можно найти в интернете).
"Букварный период" желательно пройти насколько можно быстро, пока
не угас энтузиазм вызванный новизной предмета. (Браться за книги,
не зная букваря, как мы обсуждали в предыдущем выпуске - это не
чтение, а разгадывание ребусов и подходит далеко не всем; однако
стоит попробовать - а вдруг).
Подогреть интерес можно и сменой учебника: лучше заниматься чередуя
несколько разных - у каждого автора свой подход, у всех найдется
что-либо полезное, что недопоймешь в одном пособии, прояснится в
другом.
Интересная цитата из психолога Н.Козлова, касается уже не только
изучения языка, но и вообще любой деятельности: "..Мы почти всегда
достигаем цели, всегда! Но не той, что объявлена (пусть в мыслях),
а тайной, настоящей нашей цели. То, чего мы действительно всей
душой хотим, того мы и достигаем.
Например, мы говорим себе: моя цель получить образование - на самом
же деле мы просто хотим кончить школу с хорошими отметками в
аттестате. А это не одно и то же, хотя и близко!
Или на самом деле тайная наша цель состоит в том, чтобы тратить на
занятия как можно меньше сил и времени.
Человек достигает того, чего он действительно хочет, но он не может
достичь двух цепей сразу, даже если они и близки между собой. Из
двух целей "хорошо окончить год" и "весело провести год" можно
добиться любой, но только одной из двух: или первой, или второй.
Дело в том, что для достижения каждой цели возникает или создается
людьми специальная система, предназначенная для достижения именно
этой цели. Настроимся на бездельное провождение времени и весь
организм переключится на эту цель. Нас будет постоянно клонить ко
сну, станет невыносимо трудно вставать по утрам, любой учебник
будет вызывать отвращение.
Настроимся на деятельную, бодрую жизнь и нам будет достаточно
пяти-шести часов сна, все будет кипеть в руках и даже минутное
безделье будет причинять страдание. Организм перестроился, система
чувств, воли, желаний подчинилась цели. Организм сам подлаживается
к желанной цели, нам надо только сильно хотеть чего-то и не хотеть
в то же самое время чего-то другого!..Не будем жаловаться на волю,
отбросим эти пустые разговоры.. Если что-то не получается? Значит,
произошла незаметная подмена цели. Научимся направлять свою волю к
цели, то есть точно определять цель - научимся хотеть .."
Т.е на учебу нужно настроится. Может быть вам помогают какие-нибудь
релаксационные методы, самовнушение, хотя такими вещами, что бы они
удавались, тоже нужно серьезно заниматься.
Что еще можно предпринять? Как мы поняли: главное захотеть и все
получится.
Но как захотеть? Вот вопрос!
"Подмена цели", которая порой "играет с нами злую шутку" (вот опять
речевой оборот :)) может в этом деле помочь.
Захотеть заняться алгеброй? - действительно непросто.
А может тогда направить желание на что-нибудь другое?
Отдаленные преимущества хорошей успеваемости не всегда помогают
загореться энтузиазмом, можно попробовать цели более близкие.
Ну, например, выучить и вызваться отвечать самый заковыристый
параграф: "то-то все удивятся!".
Попробуйте позаниматься с кем-то, кто начал позже вас или младше -
на курс, на класс. Иногда, помогая другому и сам лучше вникаешь в
вопрос.
Еще цитата, из I.Franka:
" Начну с притчи. Русские спортсмены как-то узнали, что в Тибете
есть монастырь, где монахи во время одного своего религиозного
праздника пробегают 80 километров. Спортсмены заинтересовались этим
достижением и послали делегацию - перенимать опыт. Монахов
попросили продемонстрировать свое искусство. Тибетцы сначала не
поняли, чего от них хотят. Зачем бежать, когда нет праздника? Ведь
обычно они бегут к месту, где проводится праздник. Но гости
настаивали. Пришлось согласиться на это бессмысленное дело. И
побежали. И видят наши спортивные деятели: вот один монах бежит,
бежит - и вдруг садится на обочине, тяжело дыша, потом другой.
Подходят и спрашивают: "Что же ты сидишь? Ты ведь и километра не
пробежал?" А он отвечает: "Устал". Простой восточный человек. Устал
- сел отдохнуть. Не понимает, что можно бежать без цели, а лишь на
время и расстояние - ради самого бега.
Одним словом, никто ничего не пробежал, все сошли с дистанции.
Делегация уехала ни с чем. А потом опять был этот буддийский
праздник, и опять монахи побежали к месту праздника, и все без
труда пробежали эти 80 км. А все дело в том, что они ведь не
считали километры и не засекали время. Они думали о другом. Бег к
месту праздника для них есть часть праздничного обряда. Они бегут,
скажем, вдоль озера, держат руки за головой и читают определенный
набор молитв. Потом огибают гору, читают другие молитвы, держат
руки еще как-нибудь по-другому. И так далее. Вот они и не устают.
Бег для них - средство, а праздник - цель.
Какое отношение имеет эта история к освоению языка? Самое
прямое.
Вы начинаете читать текст учебника - и сразу чувствуете усталость,
как тот монах, что сел на обочине, не пробежав и километра. Почему?
Вы ленивы?
Нет, вы не виноваты, это нормальная реакция человеческой психики.
Ведь язык, как и бег, средство, а не цель.
Когда вы что-либо читаете, вам должен быть интересен не язык, а
содержание текста.
О языке вы при чтении забываете. Текст учебника же составлен так,
что язык в нем - цель, а содержание - средство,
постольку-поскольку. Поэтому ваша усталость и нежелание читать
такой текст - защитная реакция психики на попытку вторгнуться в нее
и перевернуть все вверх дном.
Еще пример. Вы преподаватель, перед вами группа. Вам нужно, чтобы
вот этот человек сейчас встал и прошелся по комнате. Вы можете его
попросить: "Встаньте, пожалуйста, и пройдитесь по комнате". Он
выполнит вашу просьбу, но ему будет неловко, что и отразится на его
походке.
Однако вы можете сказать и так: "Будьте так добры, откройте,
пожалуйста, дверь". Результат будет тот же: он встанет и пройдется,
но при этом будет чувствовать себя совершенно естественно,
раскованно. Во втором случае открывание двери цель, встать и
пройтись средство. В первом же случае встать и пройтись
превращается в цель, в самоцель, но это противоестественно. Это
средство, потерявшее свою цель, средство, которое насильно
заставляют быть целью.
Мы пользуемся языком не на уровне значения, а на уровне смысла.
Только круглый идиот может, выйдя на улицу, называть то, что видит:
"Дерево растет. Оно большое. Это береза. Листья зеленые. Кошка
бежит к дереву. Кошка серая. Она бежит быстро" и т.п. Вы узнали,
конечно, стиль традиционного учебника.
Беда традиционного обучения в том, что язык дается как самоцель, а
не как средство. Поэтому чтение или аудирование, предлагаемое вам,
должно быть прежде всего интересно само по себе, а разговорный язык
нужно осваивать в живом ситуативном общении.
А вот самый важный совет: язык надо учить интенсивно.
Занимайтесь регулярно и часто, желательно каждый день. Эффективнее
заниматься 5-6 раз в неделю по 1,5-2 часа, чем раз в неделю 10 ч
подряд. Если какой-то день "выпадает", постарайтесь уделить языку
хоть полчаса. Немцы говорят: Wer rastet, der rostet ("Кто
останавливается, тот ржавеет"). Когда уровень приближается к
среднему, можете сократить частоту до 2-3 раз. Лишь на продвинутом
этапе позволительны еженедельные уроки.
Приведу два сравнения. Первое: язык - груда кирпичей. Вы постепенно
берете из нее кирпичи и аккуратно складываете в другом месте. Когда
вы выберете все кирпичи - язык выучен.
Второе сравнение: язык - это ледяная горка, на которую вам нужно
взбежать.
В первом случае (груда кирпичей) язык предстает как определенный
объем материала, как учебный предмет, как самоцель. Вы его
постепенно выучиваете - причем совершенно неважно, в каком режиме,
с какой интенсивностью: главное, нужно перебрать все кирпичики.
Если 100 кирпичей, то 100 занятий. Неважно, каждый день или раз в
неделю. Это неверное представление.
Во втором случае (ледяная горка) важна интенсивность. Забежали
быстро на горку - все, язык ваш. Если нет - будете все время
съезжать. Результат 100 занятий может быть равен нулю (и тут уже
вообще не играет роли количество занятий - раз вы скользите на
одном месте). Можно тысячу раз нежно прикоснуться к закрытой двери
- и она останется закрытой. А можно, сложив воедино все эти усилия,
один раз грубо толкнуть ее - и она откроется.
Язык не изучают как какой-либо объем материала, к языку привыкают -
привыкают им пользоваться. Поэтому я стараюсь говорить "освоить
язык" сделать его своим, а не "учить язык". Здесь нужно соблюдать
определенный режим - подобно тому, как при спортивных тренировках
или лечебных процедурах. Поэтому прежде чем приступить, подумайте,
сможете ли вы уделять языку хотя бы 2 часа ежедневно. И не только
уделять время, но и развернуть в эту сторону свою душу, сделать
так, чтобы язык стал частью вашей жизни? До языка ли вам сейчас? И
не говорите: "Да, времени, конечно, маловато, Но хоть понемножку,
Все же лучше, чем ничего" В том-то и дело, что не лучше. Вы просто
будете буксовать на одном месте. Зато можно осваивать язык этапами,
циклами. Например, месяц или два - интенсивно, погрузившись с
головой, месяц - перерыв.
Освоение языка нельзя растягивать. Язык нельзя выучить за 8 лет
(обычный срок бесплодного изучения языка: 6 лет школы плюс 2 года
вуза - и ноль на выходе), но можно выучить за год. Если вы начали
учить язык и забросили - всё быстро забудется, выветрится. Если вы
уже освоили язык, то он не забывается, удерживает сам себя. При
перерыве ослабевает лишь разговорный навык, но и он быстро
восстанавливается с новой практикой.
Вы немножко запустили язык, и вам хочется его повторить перед тем,
как начать новое погружение, новый цикл. Пройти еще раз всё
сначала. Не делайте этого!
Во-первых, это скучно. (Скука же - показатель того, что вы идете
неверным путем).
Во-вторых, язык не имеет начала и конца: он не линейка, а шар.
Поэтому нужно все время стараться схватить его в целом: не изучить,
а привыкнуть. Иначе забуксуете.
Чем повторять зады, лучше бежать вперед. Тем самым вы и зады
повторите (так как имеете дело с шаром).
Нет людей, не способных к языку. Это же не музыка. Вы по-русски
говорите? Значит, с мозговыми центрами, отвечающими за язык, у вас
всё в порядке. Возраст также не играет роли. Это всего лишь
распространенный предрассудок, что язык нужно учить в детстве.
Большинство людей выучивает язык во взрослом возрасте. Никаких
возрастных ограничений здесь нет. Главное не бояться прыгнуть в
воду."
И, в заключение, метод доктора Леви, помогающий в безнадежных
случаях.
Способ на первый взгляд весьма странный, но работающий. Если вам
нужно раскачаться на какое-то дело, к которому и "руки не лежат" и
"с души воротит" - проделайте следующую процедуру: плюньте на это
дело, лягте и расслабьтесь, искренне позвольте себе его не делать:
"будь что будет, конец света же не наступит". Успокойтесь, а потом
начинайте усугублять: изо всех сил заставляйте себя НЕ-ХОТЕТЬ
заниматься этим самым делом, сосредоточьтесь на своем нежелании и
постарайтесь его насколько можно усилить. Организм наш устроен так,
что не выносит насилия и "норовит действовать вопреки". Ощущайте
усиленное НЕ-ХОТЕНИЕ не отвлекаясь в течении десяти-пятнадцати
минут и когда после этого вы выйдете из процедуры, почувствуете
если не прилив энтузиазма, то отвращение к предстоящей задаче
разительно уменьшится.
Следующий раз поговорим о том, как пробудить интерес к занятиям у
ребенка.