Откуда взялись вежливые продавцы? И что это значит?

топ 100 блогов anlazz26.08.2022 У Фритцморгена вышел пост , посвященный вежливости продавцов. Точнее сказать - тому, что в каком-то очередном "глобальном исследовании" оказалось, что сотрудники российских магазинов оказались на третьем месте по "улыбчивости". (На первом месте - Парагвай, на втором - Кипр.) Разумеется, уже по составу участников понятно, что всерьез принимать данное "исследование" невозможно - это очередная "синекура" для бесконечного числа западных гуманитариев. Однако общий его смысл - как не странно - оспаривать тяжело. Поскольку российские продавцы, действительно, являются на порядок более приятными в общении, нежели продавцы того же СССР. Более того: сама сфера "российского сервиса" объективно превосходит сферу сервиса советского.

Этот момент всегда был "сильным аргументом" со стороны антисоветчиков. Поскольку даже в самые кризисные 1990 годы явление "улучшения сервиса" было прекрасно заметно. А вследствие того, что оно - это "улучшение" - касалось большинства людей (с теми же продавцами каждый сталкивается ежедневно), то неудивительно, что число "закапиталистов" в стране всегда было значительным. Более того, пресловутая "удобная торговля" важна была не только сама по себе, но и потому, что, казалось, иллюстрировала идею либералов о "переходе к нормальной жизни". Ну да: вот хамов за прилавками почти не осталось, а значит, со временем решаться и другие проблемы. Если, конечно, мы опять не свернем "в совок".

Однако жизнь показала, что это не так. В том смысле, что, конечно, красивые магазины и приветливые продавцы - это хорошо. Однако всю жизнь человека данный момент не охватывает. И, например, те же проблемы с достойными зарплатами, с доступным образованием и медициной, с дорогим жильем не уходят вслед за "магазинным хамством", а, скорее, наоборот. Впрочем, почему это "скорее" - именно наоборот, поскольку в действительности за "хороший российский сервис" пришлось заплатить очень и очень многим.

Но об этом - о том, чем пришлось заплатить бывшим советским людям за "улыбающихся продавцов" - будет сказано ниже. Тут же стоит, прежде всего, еще раз указать на то, что реальные проблемы с продавцами, с гостиницами и разного рода "службами быта" - а точнее, с их сотрудниками - были. Однако были они, разумеется, не потому, что - как говорят либералы и консерваторы - "проклятые большевики" только и делали, что гнобили и мучали свой народ, получая от этого удовольствие. А по совершенно объективным причинам.

Дело в том, что СССР вынужден был иметь у себя почти весь "спектр" производства, нужного для существования современной страны. Начиная с ядерной физики и заканчивая добычей угля. При этом, разумеется, все это должно было реализовываться в рамках "индустриальной парадигмы" - то есть, парадигмы, основанной на идее максимально возможного разделения труда. А это, в свою очередь, значило наличие огромного количества работников производственной сферы - рабочих, техников, инженеров - причем, работников с относительно высоким уровнем квалификации и мотивации.

Поэтому специалистов в СССР всегда не хватало: по городам постоянно висели объявления "требуются..." Требовались станочники, слесари, водители, электрики, каменщики... инженеры-механики, учителя физики, медсестры, ветеринары... ну и т.д., и т.п. Продавцы и другие работники сферы услуг, разумеется, так же "требовались". Однако поскольку "организация быта" может еще хоть как-то "работать" в условиях недостатка персонала - а вот промышленное производство нет - то, понятно, что приоритет этой отрасли был низким.

Поэтому, во-первых, людей тут постоянно не хватало. Причем, и на текущее "обеспечение" - если кто помнит, то в советских магазинах редко работали все кассы. (И не потому, что не было "ставок", а потому, что не было на них людей.) И на расширение - магазинов было очень мало по отношению к численности населения: часто один на квартал, а то и меньше. Отсюда, разумеется, возникали и очереди - чисто по "физическим" причинам. И "то самое" хамство типа: "вас тут много, а я одна!". Поскольку продавец, действительно, был один на множество покупателей...

Ну, а во-вторых, на "качество" персонала тут смотрели сквозь пальцы. Ну, в самом деле, все понимали, что те же хамящие продавщицы, пьющие грузчики и вороватые повара есть реальная проблема - об этом писали фельетоны, снимали "фитили" и рисовали карикатуры, "прорабатывали" в профкомах и месткомах, а порой даже парткомах - но при этом сделать ничего не могли. Потому, что даже если на место уволенного сотрудника и можно было кого-то взять, то только такой же "неликвид". "Ликвид" же шел валом на завод, где можно было честно зарабатывать в разы больше. (Скажем, грузчик официально получал 140 рублей, а станочник мог с легкостью и 350 иметь.) Причем, изъять персонал с заводов было невозможно, потому, что иначе они бы остановились.

И лишь тогда, когда промышленность реально начали "курочить," приватизировать-утилизировать, когда образовался избыток рабочей силы, стало возможным быстро и эффектно "решить" указанную проблему. Ну да: брать тех самых "продавцов без опыта работы в торговле" - иначе говоря, прежних слесарей, швей, монтжниц, фрезеровщиков и т.д. (А то и инженеров-кандидатов наук!) То есть, людей, которые до этого момента - до начала экономической катастрофы 1990 - обеспечивали мощь советской державы и возможность ее независимого существования.

Но для миллионов постсоветских граждан указанного времени эта самая "мощь" вместе с "независимостью" казалась ерундой - красивые магазины со множеством товаров значили для них больше. (Правда, при этом они постоянно вопрошали: а почему это мы - со всей нашей нефтью и газом - так хреново живем? Но, разумеется, никаких выводов отсюда не делали.) Поэтому никого не удивляло то, что с самого начала "рыночных реформ" сфера обслуживания "росла, как на дрожжах": возводились все более крупные магазины - вплоть до "мегамоллов", строились гостиницы (на местах отдыха, в основном - но сути это не меняет), открывались разного рода сервисные службы и т.д.

И лишь в самое последнее время стало понятно, что этот "потребительский рай" на деле был оплачен чем-то важным. А именно: практической потерей многих важнейших областей производства - тех, что делают, собственно, государство государством, а не сырьевым придатком "развитых стран". (Диктующих, кому и по какой цене надо продавать сырье.) И вдруг оказалось, что россияне не являются западными рабами только потому, что они еще сохранили остатки "отсталой советской промышленности" - вроде тех заводов, что производят ракеты, танки, а так же грузовики, трактора и прочее оборудование. Потому, что не будь всего этого, Россию давно уже "деколонизировали" бы.

И вело бы "Рязанское демократическое княжество" вечную борьбу с "Тверской республикой" - выступая при этом союзником "Уральских объединенных штатов". С бомбардировкой городов, тотальной мобилизацией, массовым беженцами за рубеж и т.д. - в общем, со всем тем, что мы так хорошо можем видеть на Украине. То есть, в стране, которая сумела полностью уничтожить свое индустриальное производство, став тем самым "постиндустриальным государством", о котором так любили мечтать лет двадцать-тридцать назад.

Впрочем, это уже совершенно иная тема. Тут же, возвращаясь к тому, с чего начали, можно только еще раз сказать о том, что сам вопрос "вежливого сервиса" в современном мире можно реализовывать только одним образом: через высокий уровень "избыточных трудовых резервов". То есть, людей, которые не участвуют в непосредственном процессе создания товарно-материальных ценностей, и поэтому могут быть с легкостью как взяты на работу - так и изгнаны из нее. Поскольку только так можно получить ту самую "квазиприветливость" в мире, основанном на "волчьей" конкуренции обитателей его друг с другом. (Реальной доброжелательности тут нет - и быть не может.)

То есть, реально пресловутые "улыбки" - это результат огромного давления на человек необходимости хоть как-то (где-то) работать для того, чтобы не попасть в нищету. Разумеется, эта нищета может иметь разные формы - с тех же США нищий имеет много больше, чем в Парагвае (речь идет не о людях, живущих подаяниями, а о тех, кто находится на границе выживания) - но суть при это не меняется. В том смысле, что реально за этим явлением стоят значительные страдания отдельных людей с одной стороны. И значительная же "недоорганизованность" общества, кое - по каким-то причинам - откладывает решение стоящих перед ним производственных задач, с другой.

Но об этом, понятное дело, надо так же говорить уже отдельно. Тут же можно только сказать о том, что сейчас уже становится понятным: за десятителия "красивого сервиса" придется расплачиваться. Всем. И очень-очень-очень неприятными вещами...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Да,вчера https://gelena-s.livejournal.com/1472717.html я ведь описала вроде как идеальное отношение и помощь родни молодой маме. Но вот результаты такой всеобьемлющей помощи тоже оказались так себе. Про то, что скорее всего в этой семье был случай внезапной детской смертности, я тогда ...
Поняли, чьё лицо наложили на рекламу? Игристое вино называть шампанским начала еще Россия. А ведь есть мнение, что это сделал СССР для своего Советского шампанского))). Но оно не было популярным, считалось попросту «буржуйским» — истинно народной все же была водка. ...
оборжав всех патриархов-шматриархов, все каноны-шманоны... все это рушится как картонка, нет там внутри ничего.. ну кроме мышей и мусора... а дальше? что дальше? осталось только пустое пасмурное пространство, а посередине его... да нет, пожалуй и ...
ну и последний в этом году календарь. Квартальный, удобный, нашей жизни подобный. Смотришь на него и понимаешь - что ни хрена не успеваешь. Только же было тепло, лето - ан уже сгинуло всё это! Дальше осень, хорошего мало и начинай опять год сначала. Неизменно продаётся и доставляется ...
Большой дождь не помеха, когда нужно делать добрые дела. Международный день защиты детей это важный день для нас всех, так как все вместе мы можем помочь тем, кто в этом очень нуждается. Детям, страдающим серьезными заболеваниями, так нужны деньги для лечения. Именно поэтому всегда ...