Откуда усы торчат
novayagazeta — 17.03.2021
Любое противопоставление по этническому, расовому и национальному
признаку — уже фашизм.
Выбор Манижи как певицы, представляющей Россию на
Евровидении-2021, удивительно точный, и повторно обсуждать его бессмысленно.
Правильно, что в XXI веке от лица России выступает женщина,
правильно, что она (а значит, и мы?) борется за права человека,
причем не в поле воображаемых проблем, где любой твиттер-партизан
после трех репостов о трансфобии объявляет себя правозащитником, а
в настоящих болевых точках общества: беженцы, домашнее насилие,
бесправие ЛГБТ.
Тот факт, что Манижа родилась за пределами России, вдохновляет —
иногда социальные лифты все-таки работают, и Россия может быть
«страной возможностей». Это настоящая глобальная повестка: «русской
женщиной» может и должна объявить себя женщина из Таджикистана,
если она сама этого хочет. В международном конкурсе можно выступать
и на русском языке; на английском можно описывать Россию и Китай
точнее, чем на русском и китайском, и наоборот; проблемы других
стран — не дальнее «внутреннее дело» неведомых людей, которые «сами
разберутся», а предмет всеобщей тревоги и заботы.
В «возмущении», которое выказали пещерные национал-тролли, можно
разглядеть две истории.
Первая — насколько транслируемое отвечает реальному? Иными словами,
на Евровидении-2021 Россия предстает современной инклюзивной
страной, в то время как внутри страны, например, продолжают
действовать гомофобные законы. Кто-то разглядит в этом пиар-ход,
другие увидят надежду на обновление.
Вторая история — важнее. Это вопрос: где и в каком качестве в
современном обществе сохраняется и цветет национализм? Речь не
только о России. Практически везде, от Польши и Франции до Китая и
Японии, сегодня виден подъем националистических движений.
Легко отмахнуться: назвать пережитком прошлого, реакций на
глобализацию или попыткой реванша, побочным продуктом цифровой
революции, страхом перед потерей «особости».
„
Казалось бы, этнический национализм, ставший катализатором и
топливом чудовищных мировых войн, был абсолютно дискредитирован в
XX веке. Но вот — он снова с нами.
Замена понимания «нации» как этнической общности на
политическую/культурную — не сработала. Ключевые характеристики
национализма — это признание общего важнее личного, и отказ
личности в праве выбирать. Национализм акцентирует внимание на тех
характеристиках человека, которые заданы ей/ему изначально:
этничность, раса, происхождение. В этом плане «политическая нация»,
равно как и «национальное государство», наследуют национализм по
прямой.
«Забывая» про буквальную «кровь», «нации-государства» выделяют
те же самые, невыбираемые черты: место рождения, традиции
прошлого, культуру предков. Примат «общего» остается в силе, равно
как и противопоставление другим «государствам-нациям». «Права она
или не права — это моя страна». А почему она «моя»? Потому что я в
ней родился. Сошлись так звезды. Точка.
„
Патриотизм становится национализмом-лайт: все еще есть «мы» и есть
«они».
«Мы» лучше, «нашим» нужно помогать, «наши» значимы, а «они» —
может, и неплохие, и, может, даже более успешные, разумные,
свободные — но все равно люди «нам» чужие, и их проблемы для «нас»
вторичны, это «не наше дело» (расчеловечивание начинается с
малого).
Либеральная концепция прав и свобод предложила альтернативу: ценна
та идентичность, которую человек волен изменить. Если вы родились в
стране, которая вас почему-то не устраивает, —
нормально, и сменить гражданство, и получить двойное. Если
ваши родители придерживались одной веры, то нормально иметь веру
другую или не иметь никакой. Родиться в Нью-Йорке, но любить
Тургенева с Буниным; жить в Москве, но ненавидеть березы и обожать
секвойи Калифорнии. Это вопрос выбора, вы сами можете
конструировать свою идентичность, осознавать ее и пересобирать: как
профессию или политические взгляды — ее можно поменять.
Новые идейные течения, выросшие из гуманизма — identity politics,
дискурс (де)колонизации, культурного релятивизма и апроприации, —
снова начинают утверждать, что неизменные раса, пол, гендер,
поколение, место рождения — невероятно важны. И как только
групповая данная-от-рождения идентичность выходит на первое место,
то группы, вроде бы сражающиеся за инклюзивность, вдруг сами
становятся эксклюзивными.
Выясняется, что стихи чернокожей поэтессы не должна переводить
белая, — и здесь трудно не заметить сходства с «запретом» девушке
из Душанбе петь «Русскую женщину».
Парадоксально, но и в национал-патриотизме, и в «новой» политике
идентичности мы видим торчащие уши того давнего, родного,
этнического национализма. Едва на горизонте появляются неизменяемая
«природная» идентичность и мифический «другой», кого нельзя до
конца понять, кому можно сопереживать, но невозможно, оскорбительно
соотнести с собой — время бить тревогу. Это наш известный враг, с
усами и лейбштандартом наперевес, пришел предъявить права на наше
будущее.
До тех пор, пока государства останутся «национальными», а не
культурно-административными образованиями, и пока гуманизм с
космополитизмом не заменят страновой патриотизм, эта тайная угроза
не уйдет никогда.
„
За доктринами «национальной
безопасности» всегда будут прятаться доктрины фашизма.
Кирилл Фокин