Квакать и разрушать, разрушать и квакать
novayagazeta — 16.03.2021 Мертвые аргументы против Хагенса: выставка «Мир тела» на ВВЦ возбудила обскурантистов.Выставка, подготовленная немецким анатомом Гунтером Хагенсом, приехала в Москву как-то поздно. Вот если бы «Мир тела» показали в России в конце 90-х, когда начинались ее триумфальные гастроли по миру! За первые шесть лет показов по всему свету, с 1996-го, ее посмотрело 7 миллионов человек, в очередях в кассу стояли по шесть часов. Сегодня число зрителей перевалило за 50 миллионов, а количество стран — за 30; позавидует и «Мона Лиза».
Выставка «Мир тела». Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
О выставке часто пишут как о художественной, подразумевая, что современное искусство — всегда трупы, а все, что названо выставкой, неизбежно искусство.
Сочетание научных и коммерческих талантов всегда раздражает, хотя почему выгоду от открытий и изобретений одних извлекают другие? У Хагенса много ликов и много театрального в образе, его черная шляпа напоминала акциониста Йозефа Бойса, но Хагенс настаивает, что это старинный аксессуар анатома. Сам он, вероятно, не самый приятный человек на свете, но его оппоненты куда неприятнее. Если почитать критику «Миров тел» в России и за границей, проясняется не только разница культурных кодов. Там — обсуждение теологических и юридических деталей, здесь — «запретить и не пущать». Обскурантизм в России перестал считаться не только с фактами и образованием, но и здравым смыслом. Среди критиков выделяются актриса Мария Шукшина, партия «Коммунисты России» и корреспондентка «Новых известий» Мария Дубинская, посвятившая «мертвечине на ВДНХ» три статьи и настаивающая на праве не смотреть выставку, о которой пишет, потому что ей мила позиция «не видел, но осуждаю». О, новая журналистика XXI века!
Выставка «Мир тела». Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Запрещать анатомическую выставку вроде бы не собираются, РПЦ
дистанцировалась от ситуации, администрация ВДНХ ссылается на
договор с арендатором. Но выпущенный в свое время из бутылки джин
обскурантизма не знает покоя: ему надо квакать и разрушать,
разрушать и квакать. Не ровен час, доберется до основ моральной
стабильности и суровой нравственности там, куда посторонним вход
запрещен. Тут даже власти мало не покажется.
Алексей Мокроусов
|
</> |