Откуда берутся инновации

топ 100 блогов dolboeb28.04.2011 Прислали очередной пресс-релиз с улицы Льва Толстого: пишут, что оборот совместной программы «Альфа-Банка» c Яндекс.Деньгами составил 4 миллиарда рублей за два года партнёрства.
Пустячок, а приятно.

Понятно, что для пользователя Яндекс.Денег актуальнее комплексное решение, позволяющее привязать к кошельку любой пластик, а не только альфовский — и платить Яндексом прямо со счетов, как в PayPal. Такую возможность в ЯД подключили совсем недавно. И, надо полагать, некоторая эксклюзивность партнёрства с «Альфой» на этом закончилась. Тем не менее, как следует из финансовых результатов, «Альфа» тут в очередной раз пожала плоды первенства — как, вероятно, и в случаях с приложениями для iPhone, iPad, Android.

В принципе, существует два способа ведения крупного бизнеса, которые условно можно назвать "инновационным" и "консервативным". Первый доминирует в Штатах, второй, к сожалению, — у нас. Многие наивно полагают, что разница как-то связана с уровне развития технологий. Мол, в Штатах мощная коммуникационная инфраструктура, полувековая компьютерная промышленность, и там хай-тек у всех в головах. А у нас пользователи высоких технологий — ничтожно узкая прослойка, на которую не имеет смысла затачивать какие бы то ни было продукты массового рынка, будь то финансы, СМИ, телекоммуникации, розничная торговля или транспортные услуги.

На самом деле это чушь полнейшая. Разруха, как верно замечал профессор Преображенский — в головах. Чтобы в этом убедиться, достаточно осмыслить один очень простой факт. Когда CNN и BBC вкладывали десятки миллионов долларов в создание собственных интернет-проектов, общая численность пользователей Сети во всём мире была втрое ниже, чем сегодняшняя аудитория в одной Российской Федерации. Они прекрасно понимали, что не заработают денег на этих сайтах, и даже не вернут вложений в ближайшие год, два или пять. Так же, как понимали это инвесторы Амазона, Yahoo!, Гугла (я говорю в данном случае не о стартапщиках, которым нечего было терять, кроме своих студбилетов, а о крупных инвестфондов, которые могли бы продолжать вкладывать деньги в состоявшихся монстров тяжёлого и лёгкого машиностроения). Просто для них работать на перспективу и вкладываться в неё деньгами — естественно. А в России и в 2010-х годах можно встретить крупных бизнесменов, которые гундят, что здешняя интернет-аудитория — это ничтожно узкая прослойка, ориентироваться на которую попросту нерентабельно, покуда она ниже аудиторий Первого и второго каналов. Случилось так, что Михаил Фридман к таким бизнесменам не принадлежит, — в результате имеем у Альфа-банка такую линейку интернет-продуктов, которую мне, к сожалению, не предоставляют пока ни Bank of America с его куцым iPhone-клиентом без HD, ни швейцарский UBS с его чудовищным бумагооборотом, не говоря уже про российский Ситибанк, с его ХТМЛьной мобильной версией.

Вообще, это довольно нелепое заблуждение — что любые инновации в Интернете должны непременно придумываться в США, а к нам приходить за счёт тупого и неосмысленного клонирования. Разумеется, таких примеров на нашем интернет-рынке жопой жуй, в том числе и успешных — вспомнить хотя бы отечественные клоны Фацебуки и Групона. Но не существует никаких объективных препятствий к тому, чтобы новые проекты появлялись в России раньше, чем в Америке, и были более продвинуты, чем их зарубежные аналоги. Примеров тут можно назвать великое множество. Начать хоть с Яндекса, у которого подавляющее большинство дополнительных сервисов появилось раньше, чем у Гугла (карты, платёжная система, поиск по новостям, поиск по блогам), и у которого многие сервисы далеко опережают по возможностям гугловские аналоги (Пробки, Деньги, Маркет — навскидку). Можно вспомнить Мамбу, полностью перевернувшую всю бизнес-модель сайтов знакомств, и превратившуюся в полезный сервис для миллионов русскоговорящих людей во всём мире. Можно вспомнить также Rambler's Top 100 и Библиотеку Мошкова — проекты, ушедшие очень далеко вперёд от своих американских прототипов (соответственно, Websitestory/Hitbox и Проект Гутенберг). К функциональности рейтинга Рамблера американский Интернет шёл ужасно долго и через жопу — по одной очень простой причине: анальные корпоративные менеджеры страшно боялись публикации правдивых данных о собственной посещаемости, "чтобы враг не узнал". Так было написано в их доинтернетовских учебниках по корпоративным войнам: молчи, скрывайся и таи. А русские не читали этих учебников, поэтому счётчики мы ставили себе сами, и стандарты прозрачности, столь естественные для Интернета, у нас прижились с 1997 года, покуда до анальных менеджеров в США доходила простая истина, что без стороннего аудита твоей посещаемости невозможно о ней вслух говорить, а без этого любые твои успехи остаются твоей охраняемой коммерческой тайной.

Про библиотеку Мошкова хомячки могут думать, что её крутость связана с пиратством, но хомячки просто не в теме. Специфика российского рынка состоит в том, что здесь даже самые коммерчески успешные авторы — например, Акунин или Пелевин — вольны разрешать выкладывание своих произведений в открытый публичный доступ. Поскольку в Америке все такие вопросы решают корпоративные юристы издательств, Проект Гутенберг вынужден больше денег и времени тратить на прикрывание жопы от копирайтных исков, чем на собственно оцифровку книг. Эти же юристы тормозят и электронно-издательскую деятельность: вчера Амазон порадовал меня известием, что я могу, наконец, предзаказать электронную версию скучнейшего романа Гришема про Kid Lawyer, прочитанного на бумаге год назад. В России я уже привык легально покупать е-версии новых книг ведущих издательств в тот же день, когда они появляются на полках магазинов...

Это не значит, что отсталость российской инфраструктуры — миф, или несущественная деталь. Просто там, где "консервативное" бизнес-мышление видит отмазку для отказа от любых инноваций, люди с другим складом ума ищут и находят возможности. Можно сколько угодно принижать значимость российских достижений в сфере Интернета и ИТ — но это уже вопрос личной мотивации обсуждающего. Кому хочется достичь успехов — тот будет ценить чужие удачные примеры. Кому хочется оправдать свою собственную пассивность — тот, разумеется, станет искать соринку в глазу у достигших успеха, и ныть про то, что собственность есть кража.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
       Почему при коммунизме основной потребностью станет – труд?  Ответ достаточно прост.  Прийти к этой простоте совсем непросто.  Давайте так -  что самое важное для человека, как для единицы общества?  Приготовьтесь меня освистать, ...
Вчера, как и каждый год в День Победы, отправились с сыном бродить по городу в поисках виновников торжества. Несмотря на азербайджанца – торговца цветами, настроение у нас шикарное. (Я попросил 50 гвоздик, торговец спросил: - Вам красиво упаковать? ...
Из насущного: - поменять посуду на однотонную белую, квадратную; - телесные туфли или/и ботильоны; - парочка угг (я каждый год покупаю, они у всех кто постоянно за рулем так убиваются?); - починить крючек на шубе; - отрезать волосы до плеч; - кованая ...
По Эху Москвы передаётся информация об уже давно ведущемся судебном ...
Иду по улице, обгоняю женщину с ребенком лет 6-7, краем уха слышу, как она его просвещает: вот у христиан, которые православные, есть колокола, а у исламистов - нету. Я зависла. Колокола как основа различий между христианством византийского извода и радикальным исламом - это сильно. *мела ...