Откуда берется знание истории
rikki_t_tavi — 02.04.2012 Я посмотрела только начало про девочек и обойный клей. Дальнейшую их беседу на смотрела. А вот скажите, что вас возмущает? Что девочки сами не набрели на сведения или что официальные уроки им не рассказывали?Я к чему. Я, наверное, лет до тридцати тоже не знала этого слова. Потом я попала в Израиле в музей Катастрофы, все внимательно прочла там и посмотрела и вышла, сжимая кулаки, со злыми слезами, с желанием пойти и крушить что-то.
В нашей школьной учебе никто и никогда не заострял вопроса на евреях. Фашистские зверства были направлены на вообще людей, не таких, как они. То есть про зверства, концентрационные лагеря и массовые расстрелы рассказывали много - но это были рассказы про наших людей против фашистов, а не про евреев отдельно. Да и в советской системе знаний вообще вряд ли где-то рассказывалось отдельно про жизнь и трагедии евреев - официально, я имею в виду.
Вы знаете отдельное слово цыганское про истребление цыган? А слово армянское про их полтора миллиона? А слово камбоджийское для их трех миллионов погибших? Я к тому, что интересоваться массовыми убийствами более ожидаемо для пострадавшей нации, у них это семейная память. А для всех остальных это должно быть то, чему учат. В школе говорят, в официальной истории войн внятно говорят, по телевизору слово произносят.
История для населения в конечном счете то, что можно пересказать несколькими фразами, ключевыми, практически поп-культурными. Вот как на обложке книги стоят несколько фраз - про что она, или про популярных блоггеров можно изложить в пяти фразах их суть - так и для исторических событий при многочисленном наложении разных изложений должно оставаться некое ядро, которое легко воспроизвести даже дураку.
И вот у меня вопрос - есть ли такое ядро для второй мировой войны, входит ли туда Холокост, точно ли повторено и рассказано это столько раз вокруг, что даже у дурака есть пять фраз, которые он может повторить? Или это только для тех, кто отдельно пойдет и поинтересуется? А не поинтересуется - и не пересечется никогда?
Большая часть американцев, например, хотя слово Холокост знают, но в их пятифразовую поп-версию второй мировой войны войдет фраза - во второй мировой войне американцы сражались против Германии и Советского союза, победили их и спасли мир.
И эти поп-версии, собственно отражают господствующую идеологическую версию в стране. В мое время учебы рассказывать отдельно про евреев не входило в господствующую версию. Они включались просто в общность "наши люди". А как сейчас? Входит?
Интересно было бы провести опрос с размахом. Если каждый из вас подойдет к пяти-десяти людям, не только друзьям, а к соседям, соработникам, одноклассникам детей - и спросит их - и про то, знают ли они значение слова Холокост, и знают ли они про то, что такое геноцид - и хотя бы один пример; и про то, что было во вторую мировую войну - вот этот выкристаллизованный вариант из пяти фраз? Без подсказок, только личные слова и личная версия знаний?
Можно будет узнать среднюю версию истории в обществе. И подумать, откуда она должна браться.
|
</> |