
Открытие Персефоны


Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня я хочу поделиться некоторыми своими мыслями по поводу архетипа Персефоны в дополнение к старой Олесиной статье https://color-harmony.livejournal.com/125665.html . Все мысли сугубо субъективный опыт, но, думаю, посмотреть на Персефону с моей стороны читателям будет как минимум интересно.
Персефона для меня лично была, пожалуй,
всегда самой сложной архетипической
богиней греческого пантеона. Дело не
в "непонимании" архетипа, что может быть
с далекими и малопроявленными богинями
у меня (например, Деметра, Гера,
хотя и по ним у меня
появились важные дополнения), с Персефоной
было впечатление, что из поля зрения
ускользает что - то важное. Еще у
всех архетипов я видела для
себя положительные и отрицательные стороны,
а у Персефоны после этапа Коры,
т.е. начиная с Жертвы - только
отрицательные. Логично, что такого не может
быть. Я понимала, что мое
субъективное воспринятие строится на
субъективной же трактовке Жертвы и
Певлительницы другими людьми, и учитывая,
что их трактовка очень раздражает,
можно было предположить , что другие
люди вытаскивают то, что для меня -
тень (что не Тень и не близко -
не раздражает, как правило, а наводит
на мысли типа "а, странные люди какие-то"). Поняла,
что меня очень сбивала относительная
распространенность Персефоны в массовой
культуре, не всегда адекватная трактовка
притом.
Я обсуждала Персефону (и других богинь)
с разными группами людей до начала и
во время возобновления блока об
архетипах, чтобы понять ее лучше. И
все же смогла свести историю
Персефоны воедино (как и гораздо
лучше поняла Геру, про нее тоже будет
добавка вдальнейшем). Помогла и
визуализация образов.
Итак.. открываем книгу...
Сначала Персефона - это Кора, юная
девушка, дочь богини плодородия Деметры,
олицетворение весны. Это внутренний
ребенок, как положительные характеристики -
это гибкость, открытость мышления,
доверчивость, вера в чудо, оптимизм,
осознание мира как безопасного пространства,
где тебе рады, ощущение начала
жизни и что все впереди. Как
отрицательные - неприспособленность, отсутствие
критического мышления, неглубокое погружение, излишняя
наивность, безответственность.
Здесь архетип - это довольно узнаваемое
Дитя и Простодушный. Притом вцелом
архетип Дитя - не обязательно только
Кора, Артемида тоже ребенок, но
другой. Скорее всего заблуждение, что
в любой женщине есть ярко выраженный
архетип Коры в детстве, он вполне
может перекрываться более сильными
архетипами с раннего возраста. У кого
-то Кора остается в первоначальной
своей наивности до старости, такие примеры
у меня тоже есть, но чаще все
же ее наивность перерождается в более
глубокую веру в лучшее.
Девушка или женщина с архетипом Коры -
ребенок открытый миру, она любытна,
наивно игрива, мало оценивает
критически и ожидает чуда в
жизни. Засчет любопытства и отсутствия
четких установок "как надо", она и
может подстроиться под разных людей.
Персефона ( и Кора, и Повелительница)
чувствует людей и их устремления -
про это я скажу отдельно. В теневом
проявлении, когда данной конкретной
представительнице архетипа не удается
найти себя, ее кидает "и нашим,
и вашим" - как тень архетипа - "я не
знаю кто я". В теневом проявлении
девушка может подлизываться, подстраиваться
под всех, это будет одним из
путей к Жертве (всем все равно
не угодишь). В хорошем проявлении
Кора может изучать мир во всех его
проявлениях, видеть и изучать разных людей,
не вступая с ними в
конфронтацию. Более взрослой Повелительнице
это дает возможность не идти
напролом и действовать "в Риме
по-римски". Кора старается сделать
приятное окружающим, дарить радость.
Отсюда и "женщина - анима" - почему бы
не сделать возлюбленному приятно.
Однако у Коры, в отличие от
более зрелой Персефоны - Повелительницы это
может закончиться потерей личных границ
(тоже путь к Жертве).
Часто Кору, играющую в
эзотерику и мистику, путают с
Персефоной - Повелительницей. Что вообще
затрудняет понимание, кто такая
Повелительница. Кору, как ребенка,
мистическое тоже может привлекать, что
очень логично - у нее сказочное мышление и
вера в чудо. Но у Коры
понимание законов мироздания очень
неглубокое, как раз то, что распрсотранено - куча
наивняка от эзотерики (в духе "я в
интернете присоединилась в группе ведьм и
научилась читать заговоры, как прикольно
(!)") - это Кора, это не
Повелительница. Что -то в духе как
дети вызывают Пиковую Даму - с той
же степенью "глубины"=) . Повелительница
глубже и лучше разбирается в
вопросе, хотя сказочное мышление у
нее остается.
Многие Коры любят играть в
Повелительницу, притом не осознавая, что
это игра (например, с детской наивностью
утверждать, что они могли бы работать
скажем сиделкой в больнице для умирающих,
хотя никого тяжело больного вообще никогда
в глаза не видели и даже за
больной кошечкой не ухаживали.
Повелительница , к слову, от таких
заявлений поостережется, она понимает
всю сложность вопроса)
Следующая ступень развития Персефоны -
Жертва. В визуальном ряде я
сделала переход по нарастающей, как
мне он видится.
Вот тут как раз проблемы с
трактовкой уже появляются. Если брать
чистые факты - то Жертва - это
тот период, когда наивный мир рушится
(вернее у человека рушатся какие-то
базовые детские представления о мире -
о людях, о мироустройстве, о своем
месте в мире итд), что вызывает
стресс и УХОД В СЕБЯ. Вот уход
в себя я не зря выделила.
Для меня камнем претконовения всегда
было то, что в Персефону-жертву, как
адекватное проявление, пытаются записать
людей с позицией "пожалейте меня,
я такая несчастная, мир вокруг ужасен
и вообще меня родители по попе били,
это они виноваты в моих бедах",
здесь же находятся и психологи с
личными проблемами, которые сами в
этой стадии застряли и Обиженный
Ребенок. Обиженный ребенок - это начальные
ступени трансформации из Коры в
Повелительницу (и не обязательная ступень,
Ребенок может быть не обижен, а
растерян, что куда чаще). Что касается
причин, вызывающих спуск в Подземный
мир и уход в себя из-за
разрушения картины мира - они могут
быть разные (действительно, что для оного
фигня,для другого важно), но бывает,
что они манипулятивно используются
многими людьми просто для привлечения
внимания к своей персоне. Разница
видна на самом деле хорошо, когда
человек страдает от Подземного мира, а
когда упивается вниманием, чтоб его
жалели. Второй вариант - манипуляция
страданием происходит в случае
"непрохождения" пути Жертвы. Ну например,
взрослеющая девушка сталкивается с тем,
что мир не так уж добр и
не очень справедлив, да и люди
не все ее любят, и многое не
получается. Здравствуй, ступор (депрессивный и
очень тяжелый) и переосмысление ценностей.
Дальше из ступора два пути - вперед -
пройти через все негативные мысли,
заглянуть в себя, переосмыслить ценности, вырасти
над собой прежней засчет того, что
берешь ответственность (!!!!) за себя и
свои ценности. И путь назад тоже есть
- его выбирают чаще - положить
ответственность обратно на родителей.
"У меня ничего в жизни не
получается, потому что меня мама по
попе била \ не купила мне в три
года шоколадку\надо мной давлеет
родительский сценарий" . Да , бывают
случаи, когда действительно родители этим
сильно шокировали, но в большинстве
случаев прямые нападки от взрослого
человека к родителям - признак незрелости,
невыращенности, непрохождение проблем (взрослый
человек понимает, что родители могут
ошибаться и несет ответственность за
себя настоящего. а человек, которого
это правда травмировало, скорее
склонен это замалчивать или вообще
отрицать, а не трындеть на каждом
шагу и первому встречному про плохую мать,
притом что мать объективно может
быть и не виновата в его
бедах). Таких примеров у меня к
сожалению уйма - когда зрелые дамы с
собственными детьми на чем свет
стоит поливают своих родителей грязью,
а престарелые "плохие" родители их до
сих пор содержат и ухаживают и
за ними и еще за их
детьми=(. Для меня это очень неприятная
тень архетипа, застревание, и от дам этих
я стараюсь держаться подальше. На
мой взгляд, застревание взрослого человека
в перекладывании ответственности на других-
серьезное и требующее проработки у
адекватного психолога (среди психологов есть те,
кто сам застрял в этой стадии,
к сожалению - отсюда много идей в
психологии про перекладывание ответственности
с себя на проблемы семьи, рода,
родительское программирование, что угодно.
Проблемы семьи - штука реальная, но
не в той трактовке, чтобы снимать
личную ответственность с человека.
Если ты не вырос - ответственность за
это все же твоя, как ни сложно
это признать).
Итого, главное приобретение Коры
в позиции жертвы - ответственность за
свои мысли, желания и поступки, понимание
себя, углубление. Это и превращает
ее в Повелительницу. (Если в
человеке нет ответственности - это не
повелитель, логично же ?=) )
Однако, вернемся к Мифу. Персефону
похищает Аид (бог царства мертвых),
она сидит некоторое время и переживает
(уходит в себя как раз), потом
проникается симпатией к Аиду и его дому
(засчет детского любопытсва и
некритичности Персефона видит в
замкнутом Аиде глубокую душу,
собственно и учится глубине и
тайнам мира). Массовая культура любит
представлять эту парочку как БДСМ =(
Но это тоже не про объективную
реальность. Аид - интроверт, шизоид, живущий
в своих мирах, которого обычные люди
понимают плохо и поэтому побаиваются.
Кора его привлекает тем, что со
своим сказочным мышлением и открытостью
, она его не боится, а в
мифах еще и тем, что она
богиня Возрождения - смерть и возрождение
архетипически связанные вещи. Взрослая
Персефона видит в Аиде его душу
и может служить переводчиком его
"странных мыслей" для верхнего мира. Персефона и
Аид скорее про родство душ в
отношениях, а не про подчинение и не
про сексуальные особенности.
Итак, после прохождения стадии жертвы
Персефона превращается в Повелительницу
царства мертвых и богиню Весны
и Возрождения. (а точнее
цикличности, но немного иной, чем у
Гекаты). Тут важно понимать, что
Персефона Повелительница объединяет в
себе черты Коры и опыт
Подземного Мира, выносит его на новый
глубокий уровень.
Здесь у меня лично был всегда
самый квест, в тех женщинах, кто упорно
заявлял в себе Персефону -повелительницу, я
этой повелительницы не видела. Я видела
чаще всего ребенка, играющегося в хтонь (как
представление Персефоны как готик
Лолиты в массовой культуре). Или Персефону
- Жертву, выезжающую на своих страданиях,
или Ребенка, играющего в Жертву - "смотрите,
какого я ужасного мужика\работу\место
жительства нашла, старадаю и горжусь,
пусть все видят, как я старадаю,
менять я не буду, а то ж
страдать не получится, рассказывать
вам не о чем будет" и "меня тянет
только к неправильным мужчинам, чтобы
пострадать, это моя такая особенность , и
кокетливо хихихи".
Я тем не менее стала вспоминать
по знакомым, в ком я бы могла
видеть зрелую Персефону, а не
Кору, играющую в хтонь. И они
есть, их в отличие от дам,
олицетворяющих тень археттипа не так видно,
впрочем как и всегда Тень видно
больше - это особенность человеческого восприятия
.
Итак, что я вижу в Повелительнице -
пройдя стадию Жертвы (а точнее
переосмысления своих ценностей и
обретение ответственности за себя)
Персефона становится женой Аида,
правительницей Подземного Мира и
остается богиней Весны\возрождения. Она
объединяет в себе оба мира, и
взрослая Персефона тоже интегрирует в
себе черты Коры и черты
Подземного Мира.
Вцелом, это человек, который знает,
что жизнь - далеко не сплошной мед но
все же в ней есть ради
чего жить, что после ночи будет
рассвет, потом опять будет ночь, но потом
опять рассвет. И ради рассвета
можно жить. и ночь тоже не
так страшна, так как и в
ней свой смысл. Персефону
Повелительницу (в отличие от Коры
и особенно от Жертвы) не пугает
хтонь в других. Это и есть
глубокое понимание личности другого. (Кора
хтонь не видит толком, а Жертву
хтонь пугает) (Глубина - отдельная тема тоже
-на моем опыте я видела, что за
глубину пытались выдать то, что
человек при общении начинает рассказывать,
как у него дела =\, я была в
недоумении, при чем здесь глубина
восприятия=)) . Назвать себя неглубоким конечно
мало кто хочет, поэтому в основном
все говорят о своей глубине и
сложности. Как раз зрелая Персефона
понимает, что "я знаю, что ничего не знаю"
(как и любой другой зрелый архетип,
впрочем), и утверждать, что она
суперглубокая не будет (вообще устверждать, что
я самый - самый всерьез - имхо, чаще
показатель проблем). Персефона правительница
сохраняет и детское любопытство, и
радость к жизни, и открытость
разным людям, и эмпатию, но в отличие
от Коры она имеет ответственность за
себя (и за других иногда), понимает
свои границы, понимает границы
других. Понимает тенденции психологии
других и законы мира. Сохраняет сказочное
мышление. Более глубокое , чем у Коры
изучение эзотерики, попытка интегрировать
эзотерику со знаниями верхнего мира
(Как у гекаты, но не совсем,
про их отличие я напишу в
конце). Персефона правительница чувствует
людей, с мужчиной ей важна
духовная связь (не гипотетическая, как у
Коры - придет принц и мы будем
жить долго и счастливо, а построение
отношений с реальным человеком), детей
своих она учит радости этого
мира и его мистицизму. Персефона
правительница с детьми справляется, потому
что понимает, чем они живут.
Персефона Кора с детьми не справляется -
она сама ребенок, именно поэтому
их появление может ее ввергнуть
в стресс (обо мне самой должны
заботиться, а теперь я должна, что
происходит? дети не сказочно
смеющиеся малыши? ) и в дальнейшую
корректировку ценностей, ну либо в
застревание на "вы мне всю
жизнь сломали".
Отдельно хочу сказать про Персефону и готик лолиту и схожие детско - инфернальные персонажи. Сколько я наблюдала повелительниц, явной мрачной хтони в их облике я не видела, да и детскость у них зрелая. Мистицизм да, почти всегда есть, и некая игривость тоже. Персефона все же первоначально богиня наземного мира, у некоторых моих собеседников была очень толковая идея, что она знания подземного мира интегрирует в мир наземный, что очень хорошо заметно в сфере занятий Персефон. Это актрисы (глубокие эмоции и катарсис - это хтонический мир, через его познание можно переродиться в мире этом), художницы (то же самое примерно + символизм) иследовательницы архетипов, сказок и эзотерики на предмет развития человека и его мотиваций (символизм опять же и как он влияет на реальный мир) ну итд.
И большой вопрос всегда про Персефону и эмпатию. Персефона как эмотив хорошо чувствует людей. Это одна из причин, почему она не идет на конфликт с матерью Деметрой, возвращаясь из подземного мира, она говорит ей про гранат, понимая, что мать все равно не поймет тонкость души Аида=) Но в тени это может быть незавершенной сепарацией. Персефона взрослая может быть переводчиком с хтонического на земной, но не всегда это возможно. В этом кстати отличие от Гекаты, Геката может эпатировать специально своей принадлежностью к хтони. Персефона с наземными жителями общается на земном языке, с обитателями хтони (в том числе и людьми - гекатами, аидами и прочими) - на хтоническом. Персефону не пугают обитатели хтони, но в отличие от наивной Коры она понимает, что дергать их и специлаьно искать - не надо. В отличие от Гекаты она ими напрямую и не управляет, она о них "осведомлена и знает как себя с ними вести". Если же Персефона продолжает подстраиваться, не беря на себя ответственность за поступки- то это не повелительница. ("мама, я съела гранат, потому что не знала" и "мама я съела гранат, потому что Аид подсунул его" - разные уровни развития Персефоны) Эпатия притом понятие очень сложное, и часто за него принимают много всякого разного. Например "я люблю всех людей" - это не эмпатия - это либо Кора в чистом виде (не вижу зла, наивность), либо Жертва, цепляющаяся за образ "хорошей девочки". Чтобы "любить всех людей" нужен неимоверно высокий уровень развития личности, таких людей за историю человечества единицы, и опять же это не значит, что они, например, не злятся и не выражают свое отрицательное отношение к чему-либо. (даже Иисус злился когда увидел торгашей в храме). Повышенная личная чувствительность (мнительность и общая эмоциональность) - это тоже не эмпатия и не эмоциональный интеллект. Не раз встречала людей, которые очень эмоциональны, мнительны и депрессивны, но других людей не понимают от слова совсем. Кстати об эмоциональном интеллекте. Кора непосредственна в выражении своих эмоций, Жертва замыкается в себе, Персефона правительница своими эмоциями управляет (!) более -менее успешно (понятно, что есть и другие богини в раскладке реального человека, так что все бывает, но если явный неадекват с эмоциональной сферой - к примеру человек даже улыбнуться тебе не может при встрече - постоянно как Грампи Кэт, или наоборот слишком много нытья по любому поводу - это скорее всего застрявшая в Жертве Персефона, либо вообще не Персефона, а другой архетип в депрессии (депрессия бывает и у Геры, и у Деметры, и у других, у всех своя.)). Дальше - многие путают эмпатию и "я геройски спасу всех". Геройски спасать - это скорее про Артемиду и иногда про Геру и Деметру, как ни странно. Персефона видит, кому нужна помощь, а кто не готов. Мало того, Персефона-правительница видит КАКАЯ помощь нужна. "Пожалеть" не всегда адекватная помощь - иногда это усугубляет проблему, и в одном случае нужна жалость, а в другом волшебный пендель. Различать где - что - это вопрос развития и глубины видения. "Всех жалеть" неглубокая трактовка Коры в лучшем случае, либо в худшем - въезжание в "треугольник Карпмана" https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0
Эмпатия и эмоциональный интеллект Персефоны - это упрощенно,как мне видится понимание своих и чужих чувств и умение на них влиять. Дальше уже работает личность, другие архетипы в раскладке, свои непроработанные тени - усугубить тоже можно состояние другого человека, даже специально.
Дальше интересно соотнесение Афродиты
и Персефоны, хотя тут довольно
прозрачно все, Афродита - божество заимствованное
для греков, и у Персефоны с
Афродитой просто пересекаются сферы
деятельности. У семитских народов
Весна наступает, когда Иштар возвращается
из царства мертвых (там другая
история, но у них за плодородие
отвечает Иштар, богиня любви и
изобилия). У греков - когда Персефона
выходит на поверхность. Тем не
менее, Персефона - это тоже
фертильность земли. Поэтому Персефона как
дочь богини плодородия тоже несет
изобилие. кроме того, что Афродита, что
Персефона-правительница хорошо видят суть
человека. Но Афродита более эмоционально -
огненная, более властная, но с тенями
справляется хуже, про что я вам когда
-нибудь и расскажу в истории об
Иштар.
Что касается Гекаты и Персефоны - то
у них тоже перекликается функционал,
но отличий много. Персефоне важны
связи с людьми (с детьми - понимать чем
живут, с мужчиной - родственность душ, с
родными - оставлять семейные связи), геката
все же волк - одиночка (да, у нее
есть друзья и единомышленники, да и
дети ей нравятся, и мужчинам нравится
она, но все же Геката одиночка.
Персефона засчет этого людей не
шокирует (если это не Кора-Жертва, которая
этим способом внимание привлекает) -
пытается действовать в соответствии с
условиями, хотя понимает другие способы.
Геката запросто шокирует. Геката
отражает циклы луны и циклы
возраста, может скакать между мирами
по своему желанию. У Персефоны есть
цикличность погружений, она богиня смены
времен года. По мои наблюдениям,
Персефона ушедшая в поздемный мир (даже
как правительница) в этот период редко
выходит на поверхность (хотя помнит
ее и учитывает), а Персефона в стадии
надземной не сильно стремится в
подземный мир (хотя тоже помнит его и
учитывает). Геката между ними переходит
как угодно, и вообще иногда разницы
между ними не видит. Персефона
видит разницу, но оба мира ее дом
(еще и поэтому она вернулась на
поверхность).
Выискивая и анализируя информацию про
Персефону я наконец поняла ее хотя
бы для себя, потому что
интенсивность раздражения от теневых
качеств архетипа была сопоставима с
такими же от Афродиты (ведущий архетип
у меня) в свое время (которые я
нашла и они отпустили), по
интенсивности мне кажется, что
Персефона у меня на втором или
третьем месте в раскладке архетипов, хотя
с некоторыми теневыми (для меня теневыми,
надо понимать, что для одного тень - для
другого благодать) дамами - персефонами
мне не хочется иметь дело до
сих пор, но даже уже сейчас
полегче=)
И вопрос, зачем я пишу это в группе о красоте и стиле - а затем, что знать себя полезно мне, знать себя полезно и вам, в том числе как клиентам стилиста - чтобы не отрицать свое и не примерять не свое, ну и в том числе "Стильную Персефону" придется дополнять.