Отголоски праздника: спасибо полякам за это
p_syutkin — 06.11.2016 Любопытный праздник у нас завершился. Стоящий в яркой череде «красных» дней календаря, названия которых никто и не помнит. Ну-ка, скажите мне, не заглядывая в гугл, что точно мы празднуем, к примеру, 22 августа? Ай-ай-ай, как стыдно-то. А ведь, это государственный праздник. Вот точно так же и с этой выдуманной датой 4 ноября.Датой, посвященной мутным событиям, не менее смутного времени. Открою вам страшный секрет. Я даже лично был знаком с советником Управления внутренней политики Администрации президента, который этот праздник сам и выдумал для начальства. Просто сидел этот советник в одном кабинете с моей сестрой, работавшей в начале 2000-х там же на Старой площади.
Но это современная история. Мы же поговорим о той, что действительно была 400 лет назад. А реальная история оказывалась весьма далека от нынешней пропаганды. Многие специалисты рассматривают Смутное время (охватившее страну в начале XVII века) как естественную реакцию на зверства Ивана Грозного. Это теперь ему памятники ставят, захлебываясь державными соплями. А тогда все было совсем не так просто.
Разоренная и униженная в результате правления сумасшедшего тирана страна только-только отдышалась и начала приходить в себя после предыдущего кошмара. Поколение, пришедшее на смену вырезанным и разоренным отцам, унаследовало не только обезлюдевшие деревни. Но и лютую ненависть к центральной власти. Да, многие историки рассматривают Смутное время, как своего рода гражданскую войну. Ту самую, которую так долго разжигал садист на царском престоле, разделяя народ на рабов и врагов, несогласных с рабством.
Польская интервенция стала лишь следствием этого разлада в московском государстве. А кто бы тогда упустил такой удачный шанс? При этом надо признать, что многие боярские и дворянские семьи ждали Лжедмитрия и его последователей с распростертыми руками. Какое вероломство и предательство своего народа, - скажет кто-нибудь сегодня. И будет не совсем прав. Просто потому, что пытается проецировать сегодняшние реалии на эпоху, отстоящую от нас почти на полтысячелетия. И нынешнее понимание патриотизма (реального) и «патриотизма» (казенного) на то, как приходилось выживать людям в ту пору.
Не будем забывать, что встать на сторону иностранного врага в борьбе с соседом – это давняя и во многом успешная тактика русских князей. Сколько их добивалось в татарской ставке вожделенного ярлыка на княжение, убивая незадолго до этого своих русских конкурентов? – Со счету собьешься. Не за ханский ли ярлык на княжение разгоралась борьба между русскими князьями Михаилом Тверским и Юрием Московским? Не рязанский ли князь Олег Иванович был на стороне Мамая во время битвы на Куликовском поле в 1380 году? И разве не Александр Невский сознательно пошёл на союз с монголами, чтобы использовать их для укрепления личной власти? Так что переход множества политических групп Москвы на сторону польских интервентов вряд ли был тогда чем-то из ряда вон выходящим. А учитывая раскол страны (чего так добивался обожествляемый сегодня Иван Грозный), так и вовсе был вполне предсказуем.
Я говорю это не для того, чтобы преуменьшить подвиг защитников отечества в 1604-18 годах. Заметьте, эти годы совсем не бьются с выдуманным праздником народного единства. А пытаюсь объяснить, что рассказ о том времени в черно-белых тонах – это, мол, враги, а это патриоты, - не совсем верен. Поскольку и патриоты тех лет держали в уме вполне материальные соображения. И «предатели России» среди бояр также порой больше думали не о деньгах и званиях, а о том, что будет лучше для той самой России. Поляки-то явно не уживутся на русском троне, а вот угрозу появление очередного сумасшедшего царя можно и нужно было ликвидировать за счет введения российской «хартии вольностей» дворянства. Своего рода феодальной конституции. И кто знает, как развивалась бы страна в случае их победы? Только не нужно цеплять сюда сомнительные умозаключения насчет того, хорошо ли было бы для России, если бы победил Гитлер. Вы, дорогие современники, не жили во времена, когда в любой момент вашу семью могли вырезать просто ради забавы собственного царя. И не вам судить тех русских людей XVII века.
Впрочем, мы же пишем на кулинарно-историческом сайте. Вот и вспомним, отчего это мы благодарны той эпохе. Причина этого проста. Именно в 1610-13 годах рождается замечательный памятник русской кулинарии – «Роспись царским кушаньям». По сути, это второй после «Домостроя» (1550-е годы) столь же объемный источник по отечественной кухне.
Его появление было связано с формальным провозглашением в качестве царя на московском престоле в период польско-шведской интервенции Владислава Вазы (сына польского короля Сигизмунда), незнакомого с русскими обычаями. Группа бояр вместе с дьяками составили для нового государя «Роспись царским кушаньям» (1610-1613 гг.), «дабы ознакомить его с порядком» и ввести в курс дела в отношении подданных, которыми ему предстоит править.
провозглашение русским царем - ему было всего 15 лет
По сути, весьма объемная книга содержала перечень блюд стола московских государей. Предполагалось, что иноземец-католик - королевич Владислав научится таким образом «обычаям русской земли». Чего только нет этой книге. Закуски, похлебки (юрма, уха курячья и утячья, щи, калья), мясные и рыбные блюда (тавранчук, зайцы верченые, почки крученые), хлебные изделия (калачи, пироги, караваи, карасики, блины, оладьи, котлома и т.п.). Получаем мы из нее сведения о продуктах и способах их консервирования (рыба рассольная, пряная, живопросоленная и др., оленина, дичь, домашняя птица). Мы знакомимся из нее с русскими соусами – взварами. Узнаем об огромном количестве пряностей за царским столом – шафран, кишнец, корица, гвоздика и т.п.. Понимаем, что наша кухня принимала в себя немало блюд иностранных. Среднеазиатские манты и русская версия пельменей – кундюмы – свидетельство этому.
Это, кстати, извечная «болезнь» русской кухни. Сведения о ней в те дальние эпохи оставались в основном в иностранных документах и мемуарах заграничных послов или купцов. У наших все как-то руки не доходили. Спасибо полякам хотя бы за это. Пусть хоть благодаря, этому призрачному и смутному времени родилась эта книга, сохранившая для нас память об отечественном кулинарном прошлом.
|
</> |