Отчет о поездке к киргизам. 1. Оренбург. Русская власть в степи. Станции-кибитки
rus_turk — 08.10.2022 С. Г. Рыбаков. Отчет члена-сотрудника С. Рыбакова о поездке к киргизам летом 1896 по поручению Императорского Географического общества.По поручению Императорского Географического общества, я весною 1896 года отправился в Киргизскую степь с целью собирания памятников поэтического и музыкального творчества киргиз. В начале мая я приехал в Оренбург. Я был на рубеже Европы и Азии, и самая физиономия города говорила, что здесь встречаются два мира.
I. Предварительные впечатления
Прежде чем приехать в Оренбург, мне пришлось побывать на севере России — в г. Вологде. Из этого края путешественник выносит цельное впечатление: коренная, старинная Русь царит всюду, ничем не нарушаемая; постройки однообразные, деревянные, как издавна по всей Руси; среди них церкви и церкви разнообразной, нередко красивой архитектуры, — ничего другого, никаких посторонних чужих впечатлений… Деревянная и святая Русь господствует здесь безраздельно.
Иной ряд впечатлений сообщает путешественнику г. Оренбург. От железнодорожного вокзала шоссированная дорога проводит в улицы города, и путник встречает здесь новые каменные дома, сады направо и налево, широкие улицы, усаженные аллеями. Впечатление нового города, по своему происхождению относящегося к недалекой эпохе, — путник получает тотчас же: одни казенные огромные здания, напр., пятиэтажные кадетские корпуса, предназначенные для военных воспитанников всей Средней Азии, говорят о современной почти эпохе.
Оренбург. Гауптвахта и дом военного губернатора
О господствующей христианской нации свидетельствуют церкви, но не столь уже многочисленные и не такие древние, как, напр., в Вологде, почему с ними не связано почти никаких преданий.
Но что сообщает особенную характерность городу, вносит совершенно новый, оригинальный тон в сумму впечатлений от него, — это стройно высящиеся башни, или минареты, мечетей с гордо поднятой луной.
Мечеть и минарет. Архитектор А. П. Брюллов. (Архитектурный комплекс Караван-сарай; построен в
Когда дорога от вокзала, проходя мимо расположенных направо и
налево тенистых садов
Казанский кафедральный собор. Архитектор А. А. Ященко. Построен в
Через несколько саженей далее перед взорами раскрывается покойный, величавый, превосходной архитектуры, православный собор, — представитель другого мира, с которым столь непримирим и от которого так сильно отличен мир мусульманства.
Население города не менее смешанно; здесь встречаются и русские,
и татары, и башкиры, и киргизы, и
Здесь, на оренбургской площади, путник воочию видит встречу двух миров — мира Европы, христианства и мира азиатского ислама, — и это совпадает и с географическим соседством Европы и Азии: город лежит на правой стороне р. Урала, а тотчас за рекой, на левой стороне, географически уже начинается Азия.
Оренбург. Здание Тургайского областного правления.
Запасшись необходимыми справками в Оренбурге в Тургайском
областном правлении, я в сопровождении переводчика — ученика
Оренбургской киргизской учительской школы (Юсупова) в
Киргизский народ занимает громадную территорию азиатского материка приблизительно между 55° и 40° сев. широты и 20° и 56° восточной долготы, которая составляет так называемую Арало-Каспийскую впадину, известную у персов под названием Турана.
Границами этой территории можно принять: на севере — часть
Алтайских гор, реку Иртыш приблизительно до Омска, отсюда линию до р. Тобола (при
Звериноголовской станице Оренб. губ.), на западе — Тобол,
реки Уй и Урал в Оренб. губ. почти до Оренбурга (до Нежинского
поселка в 18 в. от Оренбурга), отсюда граница переходит
р. Урал и идет по речкам Бердянке, Курали, Илеку до устья
последнего, и затем опять по р. Уралу до Каспийского моря; на
юге с киргизами граничат Аральское море, земли туркмен, хивинцев,
Бухара, Кокан, на востоке — китайские владения. На юге и
юго-востоке киргизские земли обрамляют следующие горные хребты:
Алтайские горы, хребты Нарымский, Таргоботайский, горы Алатау,
хребты
Вся киргизская территория в административном отношении входить в состав следующих областей: Уральской, Тургайской, Сырдарьинской, Ферганской, Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской.
Тургайская и Уральская области, в частности, занимают площади — первая в 400.830 кв. верст, с населением в 386.300 душ; вторая в 460.000 кв. верст, с населением до 500.000 душ. Тургайская область почти исключительно населена киргизами-кочевниками, оседлых русских числится только 29.502 души. В Уральской области кроме киргиз живут русские крестьяне и казаки.
Киргизы называют себя «казак», и это очень странно слышать
русскому человеку, привыкшему думать, что название «казаки»
существует только у русских, тогда как целое огромное племя спокон
века называет себя этим именем и мы, русские, неправильно называем
их «киргизы», взяв это имя от одного племени, составляющего лишь
часть киргизского народа, живущего близь Алтайских Илецкую
Защиту, знаменитую соляными копями, отправился на юго-восток в
гор. Актюбинск Тургайской области; прожив
несколько дней в этом последнем, я направился на юг в г. Темир Уральской области, известный
обширной ярмаркой для киргиз. Из Темира я поехал на восток к
Мугоджарским горам, считающимся продолжением Уральского хребта в
азиатских степях. Начиная от Темира, я уже простился с дорогами и
ехал прямо степью, пролагая свой путь; приблизительно
верст 150 пришлось ехать до Мугоджарских гор, путешествовать в
них в разных направлениях, и затем продолжать путь из Мугоджар на
северо-восток все тем же полем без дорог по направлению к селению
Карабутак, лежащему на почтовом тракте к Ташкенту. Так как в этих местах обыкновенно
никто не проезжает, то в направлении пути пришлось быть в
зависимости от киргиз, которые из своих соображений удлиняли путь и
вместо
Из Карабутака я ездил в разных направлениях по киргизским кочевкам на реке Иргизе и соленых озерах.
По возвращении в Карабутак направился по тракту к Актюбинску и останавливался в разных аулах в стороне от дороги.
Провел вторично несколько дней в этом городе, затем на обратном пути к Илецкой Защите останавливался как вдоль тракта, так и в стороне. Между прочим, в окрестностях Илецкой Защиты знакомился с бытом киргиз, находящихся уже под сильным русским влиянием, что выражается в хорошем знании русского языка, появлении в домашнем обиходе вещей русского изделия, напр., вилок, тарелок, знании русских песен и мелодий, употреблении некиргизских музыкальных инструментов: гитары, скрипки, гармонии и т. п.
В Оренбург возвратился от села Григорьевки русскими хуторами и немецкими колониями.
II. Русская власть в степи
Когда я весною выезжал из Оренбурга в Киргизские степи, я думал, что в их необъятном просторе затеряется вскоре влияние русской власти и я останусь вне ее покровительства, а знойное степное солнце испечет меня.
Но я ошибался.
На всем пространстве степей, даже в самых глухих закоулках, не переставало ощущаться присутствие власти, крепкой, сильной и правильной административной организации; области разделены на уезды, а уезды на волости; высшие представители власти в степи — уездные начальники — генерал-губернаторы в миниатюре и облечены большими полномочиями: они и уездные исправники, и головы — и заведуют хозяйственною частью, и имеют право ареста до 7 дней.
Уездный начальник для киргиз — власть, с которой шутить нельзя и к которой они относятся с почтением; в волостях существуют должности волостного управителя и при нем волостного писаря, в аулах — аульные старшины; должности волостного управителя (болыс, как произносят киргизы) и аульных старшин занимают киргизы по выборам; волостными писарями бывают обыкновенно русские, причем в Тургайской области в волостях ближе к центру управления — Оренбургу и вообще в тех, в которых русское население значительно, — волостные писаря нанимаются самыми волостными управителями; в далеких же горных волостях в Иргизском и Тургайском уездах волостные писаря назначаются и получают жалование от казны и имеют полномочия и даже некоторое политическое значение: в этих совершенно лишенных русского населения волостях с диким, не знающим удержу населением волостные писаря представляют единственную русскую власть; без них русское влияние совершенно замерло бы в таких далеких и диких местах степи. Но, конечно, в таких глухих местах не без того, что писаря злоупотребляют своим влиянием и эксплоатируют население.
С водворением русской власти последовало умиротворение Киргизской степи, в которой волнение не прекращались в течение более чем столетия со времени принятия киргизами русского подданства.
В 1732 г. киргизы так называемой Малой орды, по почину их хана Абул-Хаира, а вслед за ними в 1740 г. киргизы Средней орды приняли русское подданство. Это принятие было в сущности делом расчета Абул-Хаира: таким путем он надеялся упрочить ханское достоинство в своем роде на вечное время; и действительно, русские в течение целого столетия выбирали ханов из рода Абул-Хаира, поступая в этом случае вопреки народным обычаям. Ханы и их органы — султаны были очень непопулярны среди народа за поборы и злоупотребление властью.
Особенно усиливалось неудовольствие в народе на правителей с тех пор, как в 1824 году ханское достоинство среди оренбургских киргиз было уничтожено; степь была разделена на три части; управление каждой частью было вверено особому старшему султану, иначе, султану-правителю. Султанам дана неограниченная власть и право наказывать подведомственных им киргизов за грабежи на линии, для чего каждому из них был придан отряд в 200 казаков. Этот отряд дал возможность султанам только преследовать своих личных врагов, нисколько не обеспечивая наших границ и не водворяя спокойствия в степи (Л. Костенко. Средняя Азия. Спб., 1870. Стр. 111).
Султаны на глазах народа становились все более
непопулярными и не имели никакого авторитета, возбуждая лишь смуты
своим корыстолюбием и честолюбием; противоположность между
султанами и народом сказалась и в том, что все население делилось у
них на два разряда: на белую кость, к которой принадлежали ханы и
султаны, и черную кость — простой народ. Лишь немногие
выдающиеся и радевшие о народных интересах султаны благодарно
вспоминались народной памятью; один за другим возникали бунты и
появлялись мятежники, напр., в 1837 г. султан Каип, к которому
вскоре присоединились два батыря: Исетай и Джуламан со своими
шайками, в 1838 г. и далее в
Неспокойствие в степи продолжалось до времени введения в действие «Временного положения об управлении в областях Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской» 1866 г., когда управление степью перешло непосредственно в русские руки, и ненавистное для народа правление султанов было отменено.
С 70-х годов в степи водворилось полное спокойствие, после того, как киргизы увидели, что русские внесли лучшее управление, порядок, прекратили взаимные распри их из-за честолюбия правителей, положили конец поборам властей и обеспечили для каждого спокойное существование, — словом, проявили те качества, благодаря которым они в связи со своею военною силою пользуются таким престижем во всей Средней Азии.
Поэтому-то к каждому русскому в степи киргизы чувствуют особое почтение как представителю высшего, лучшего порядка вещей, а если проезжающий заручится предписанием от уездного начальника, то может рассчитывать прямо на почетный и широкий прием; предписание или открытый лист от губернатора менее действительны: я имел открытые листы и от Императорского Географического общества из Петербурга, и от тургайского губернатора, но они не производили такого действия, как предписания уездных начальников, близкой и осязательной для киргиз власти.
Таким образом, крепкая русская власть уже водворилась среди кочевников.
III. Характер степи летом 1896 года
Отправляясь в степь, я с некоторою опасливостью относился к летному степному солнцу, наслышавшись и начитавшись о его знойности.
Но исключительное лето 1896 года, изобильное дождями, спасало меня от знойности южного солнца, а богатый травяной покров, вопреки обыкновению все почти лето державшийся на полях, сообщал степи оживление и избавлял путешественника от тех унылых и тяжелых впечатлений, какие выносятся из степи в сухие, знойные лета, когда всякая травяная растительность выгорает, земля чернеет, и остается лишь высокий жесткий ковыл, а раскаленное солнце немилосердно палит, и негде скрыться от него и нечем умерить его огненное дыхание.
Благодаря многоснежной зиме и обильным дождям на реках
было большое половодье, и во второй еще половине мая я
переправлялся на пароме через реку Илек в том месте, где
обыкновенно переезжают бродом. Из Оренбурга я выехал в почтовом
экипаже и сделал ошибку, как после увидел, что не запасся
собственным экипажем. Пока ехал я по почтовым трактам (до
гор. Актюбинска Тургайской обл. и гор. Темира
Уральской обл.), на которых установлены станции с
В первое время, когда я ехал от Оренбурга в открытых почтовых экипажах, я чувствовал удручающее влияние степного солнца: лицо сильно краснело, кожа трескалась, чувствовалось общее ослабление организма и тяжесть в голове; без покрытия головы и лица чем-нибудь белым нельзя было и думать ехать: солнце начинало к полудню прямо жечь.
Но когда я продолжал путешествие в собственном крытом экипаже, тогда условия путешествия переменились: белый парусинный верх своебразного татарского экипажа и в самый полдень обеспечивал тень и укрывал от солнца, не лишая благ ветерка; впрочем, и самое солнце истекшего лета 1896 года не было так жгуче, как обыкновенно, и перепадавшие дожди сменяли полдневную духоту живительной прохладой, причем как-то случалось так, что дожди чаще всего бывали по сторонам нашего пути, и нам представлялись случаи любоваться живописными картинами степного неба во время дождя: большие дождевые облака то направо, то налево, то впереди ходят по простору степного неба, во всей своей целости раскрытого для взора, и оживают и точно разукрашиваются при блистании молний и раскатах грома. А дождь полосами так и льет по сторонам.
IV. Станции-кибитки
Что прежде всего бросается в глаза едущему из Оренбурга, когда он оставляет пределы Оренбургской губернии около Илецкой Защиты и вступает в настоящие земли киргиз, — это своеобразные станции на трактах — те же киргизские кибитки, отличающиеся лишь тем, что внутри их ставятся стул и стол для проезжающих. Кроме станционной кибитки и разве еще навеса для лошадей и экипажей на таких станциях ничего нет, и они одиноко стоят в степи. Тракты и станции учреждены стараниями, конечно, русской администрации. Дороги в степи прекрасные, ровные, конечно, не оттого, что их устраивают, а оттого, что поверхность ровная и грунте твердый.
Проезд в киргизских областях дешевый — 1½ коп. с версты и лошади, что особенно заметно по сравнению с соседней Оренбургской губернией, где берут по 4 коп. с версты. Это на том основании, что в киргизских степях прокорм лошадей дешевый, тогда как в соседних русских губерниях корм, напр., овес дорогой; но говорят, что это не соответствует действительности, и в Оренбургской губернии могли бы возить дешевле.
Илецкая Защита (в 60 в. от Оренбурга) —
последняя русская станция; следующая станция по тракту в
гор. Актюбинск в 21 версте — Кызыл-Жар (Красный Яр)
уже киргизская и представляет одну-две кибитки в степи. Таким
образом, станции первые знакомят путешественника с обычным жилищем
киргиза — кибиткой, которую они называют үй (дом) и которая не
раз была описана другими путешественниками. Скажу только, что
кибитка, то же, что у башкир кош, представляет легкую
куполообразную (уык — купол) постройку из деревянных решеток
(кереге́), покрытых войлоком или кошмами (туырлы́к), с одною дверью
(есык) из войлока и наверху с отверстием (шанграк — круг
наверху); против двери находятся сундуки (сандык) с имуществом, а
около них почетные места для гостей на разосланных коврах (клем);
по сторонам от входа — всякого рода утварь, между прочим,
принадлежности для приготовления кумыса, а также кровати; последние распространены
почти повсеместно в степи. Между тем А. Левшин, напечатавший в
1832 г. «Описание киргиз-казачьих орд и степей» в трех частях,
описывая кибитку, о кроватях не упоминает, а говорит только: «На
полу (разумеется, земляном), устланном коврами или войлоками, стоят
большие чаши, котлы, деревянные изголовья, на который кладут
подушки, и особого рода ящики (с разными украшениями), в коих
держат мешки, наполненные кумысом»
Таким образом, до
Киргизская кибитка — это подобие той же степи и небесного купола, высящегося над ней; такое сравнение само собою напрашивается, и особенно резко бросилось оно мне в глаза, когда я при первых знакомствах с киргизской жизнью вышел однажды ночью из кибитки наружу и взглянул на блиставшее звездами небо и ровную как пол кибитки темную степь, над которой возвышался такой величавый купол, как небесный свод; кибитка — подобие вселенной, как она раскрывается в степи, и, может быть, кочевники создали ее, подражая мирозданию, которое постоянно было перед их глазами.
Подобие увеличивается, когда в старой кибитке дырявая крыша ее блещет звездами, и когда дождь идет и внутри самой кибитки, как это пришлось мне испытать на одной станции ночью.
(Продолжение следует)
Того же автора:
• Очерк быта и современного состояния инородцев Урала;
• Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта.