От винта!

топ 100 блогов vikond6530.10.2018 От винта!

108 лет назад, 30 октября 1910 года на 2-м Парижском авиасалоне появился необычный экспонат: первый в мире самолет без винта, спроектированный и построенный 24-летним румынским изобретателем Анри Коандэ. Из-за отсутствия пропеллера, этот аэроплан зачастую ошибочно называют реактивным, однако, на самом деле он имел обычный четырехцилиндровый поршневой двигатель "Клерже" в 50 лошадиных сил, вращавший, крыльчатку центробежного компрессора.

Крыльчатка размещалась в кольцевом коническом тоннеле, окружавшем носовую часть фюзеляжа. Какие-либо средства для создания реактивной тяги на самолете отсутствовали. По образному выражению историка Дмитрия Соболева, он представлял собой всего лишь "очень мощный пылесос" с бензиновым мотором. Хотя Коандэ в патентной заявке предусматривал возможность направления в тоннель компрессора загнутого назад выхлопного коллектора двигателя, на практике это не было реализовано.

За счет четырехкратного повышающего редуктора крыльчатка могла вращаться со скоростью до 4000 оборотов в минуту. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы поднять в воздух довольно крупную и тяжелую машину. И хотя спустя много лет изобретатель заявлял, что его самолет якобы летал, никаких подтверждений этому нет.

Более того, уже в начале XXI века были произведены расчеты, показавшие, что для отрыва от земли самолета Коандэ его компрессор должен был работать, как минимум, на 7000 оборотах, но при такой скорости вращения его неизбежно разорвало бы центробежной силой. В общем, ситуация примерно та же, что и с мифическим полетом самолета Можайского, которому тоже фатально не хватало тяги.

Кстати, данное в российской Википедии описание силовой установки самолета Коандэ, как якобы имевшей реактивные камеры сгорания, абсолютно не соответствует действительности, равно как и описание его полета "при огромном стечении публики", взятом из журнала "Техника-молодежи" за 1967 год. Вся эта история - чистый вымысел то ли самого Коандэ, то ли автора журнальной статьи. И этим она тоже похожа на историю самолета Можайского.

От винта!
Разрезы самолета Коандэ и его двигательной установки. Этот аэроплан выделялся на общем фоне не только своей оригинальным силовым агрегатом, но и аэродинмической схемой бесстоечного полутораплана с Х-образным хвостовым оперением и дополнительным стабилизатором, точнее - маленьким третьим крылом, поскольку оно имело несущий профиль.

От винта!
"Псевдореактивный" самолет Коандэ на Парижском авиасалоне. Он был установлен отдельно от прочих экспонатов на втором этаже выставочного павильона.

От винта!
В том же 1910 году Коандэ сделал еще и аэросани с мотокомпрессорной силовой установкой. На санях она оказалась весьма кстати, поскольку значительно уменьшила габариты машины и позволила избавиться от "мясорубки" воздушного винта, представляющего серьезную угрозу для окружающих.
По циркулирующим на Западе слухам, эти аэросани купил ни кто иной, как великий князь Кирилл Владимирович Романов, однако, подтверждений этому в российских источниках я не нашел.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Об этом она сама написала в фейсбуке: "Друзья! 5 февраля руководство издательства «Композитор» сообщило о своем решении снять меня с поста Главного редактора журнала «Музыкальная академия». Не скрою, для меня это оказалось полной неожиданностью и даже ударом. Особенно после шести лет ...
Ну что, граждане алкоголики-тунеядцы, к майским праздникам подготовились? А вот Минздрав сообщает, что стало таких намного меньше. Это чтож, никто теперь шашлыки не жарит? Пивка и водочки не пьет, все за ЗОЖ? :) Специалисты Министерства здравоохранения России отмечают, что пропаганда ...
Maria Mena feat. Mads Langer - Habits...;-) 03:43  Пора… просыпаюсь… Рассвет пробегает по кронам кудрявых берёз за окошком квартиры столичной… Ныряю под душ, и на ...
ЧУЖОЙ РЕБЕНОК «Ученый малый, но педант...» «Евгений Онегин» Он и вправду ученый малый. Вместе с тем на нем был и этакий глянец романтичности. Вот почему, когда исследовательское судно АН СССР отправлялось в экзотическую экспедицию, Николаю Федоровичу было уготовлено место ...
С днём святого, который связывает  народную Россию с настоящей, глубинной Европой. Который олицетворяет память об очередной волне христианизации Европы, которая пошла не из Иудеи и не из Рима, а из далёкой Ирландии, и которая докатилась до Руси, задолго до солунских братьев. Ну, а ...