От Тувы до самых до окраин

Треть населения Тувы живет за чертой бедности. В 2020 году во время коронавирусных ограничений и выплат правительственных пособий четверть местных жителей официально зарегистрировались как безработные. Регион имеет худшие показатели по рейтингу качества жизни. Зато он первый после Чечни по поддержке поправок в Конституцию и явке на это голосование. В марте с поста главы республики ушел единоросс Шолбан Кара-оол, ставленник министра обороны. Он возглавлял Туву последние 14 лет.
Спецкоры «Новой» съездили в Кызыл и увидели, как выживают люди на родине Сергея Шойгу.

1
— Русские? Русские?
По пыльной дороге за нами едут мальчишки на велосипедах. Ладошки черные от резины. Шапки натянуты до глаз. Улыбаются и перешептываются. Сначала на тувинском, потом из-за нас переходят на русский. Самый старший — Алик, ему лет тринадцать, первый решает заговорить:
— Вы нас не бойтесь только.
Переминаются с ноги на ногу, просто подпрыгивают на месте, оступаются — падают, в ту же секунду вскакивают и смеются.
— Не ходите здесь, вечером здесь очень криминально. Родители плохо с этими плохими людьми обращались. Лупили слишком много. Поэтому они такие. Злые.

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Левобережные дачи — район в двадцати минутах езды от центра Кызыла. Сами тувинцы считают его одним из неблагополучных. Из-за пьяных, которые компаниями часто выходят под вечер. Поскольку аренда значительно дешевле,чем в самом городе, здесь живет много тех, кто приехал из районов. «Районами» в Кызыле называют другие города. Уезжают оттуда в том числе потому,что все еще хуже с работой,чем в столице республики, — в районах ее почти невозможно найти.
Заборы в Левобережном под два метра. Поверх некоторых — колючая проволока. На отшибах переулков гниют многолетние свалки. Мусорных баков рядом нет. А в отходах, прикорнув, друг о друга греются щенки. Совсем рядом два маленьких мальчика рисуют ножичками по земле.

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
В марте в район Левобережных дач приезжал премьер-министр. Вместе с главой республики Михаил Мишустин осматривал строящуюся школу и детский сад. Они должны были открыться еще в прошлом году, но не открылись. Деньги выделило федеральное правительство, как и на многие другие стройки в городе.
«Главное, чтобы губернатор дал нам обещание, что к сентябрю и садики, и школа заработают. Обязательно об этом нам расскажете. Мы успеем?»— спросил Мишустин.
Кара-оол заверил — «успеем».
Затем премьер-министр посетил Республиканскую больницу № 1. Оказалось, что там не хватает медицинского оборудования. Хотя федеральный центр и здесь выделял деньги, но их вовремя не освоили:
«Средства-то были выделены. Многие думают — федеральная власть не выделяет. Нет, выделяет. (…) Я не для того это говорю, чтобы отказать. Но, пожалуйста, Шолбан Кара-оол и Вячеслав Ховалыг отвечают за то, что в этом году средства будут потрачены», — предупредил Мишустин.
Рабочая поездка состоялась в начале марта. Спустя две недели в Туву уже по традиции на отдых прилетает Владимир Путин в компании Сергея Шойгу. А в начале апреля появляется решение федерального правительства — строительство многострадальной железной дороги, которая должна была связать Туву с Красноярским краем, откладывается до 2026 года. Дороги, первые рельсы которой заложили в 2011 году.

«Дорога развития». Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
«Дорога развития» — написано на памятном камне на окраине Кызыла. Тогда,
десять лет назад, старт проекту торжественно дал Владимир Путин. Он забил в основании дороги позолоченный костыль и сказал: «Работа вам предстоит большая, года на четыре уж точно». Правда, через пару дней костыль исчез. Украли. С того времени никто ничего не сделал с этими рельсами.
Как положили, так и лежат. Не больше пятнадцати метров. Местные говорят, изначально их было больше, просто за эти годы часть отрезка дороги исчезла — разобрали на металлолом.
Не прошло недели после новости о железной дороге, как глава Тувы ушел в отставку. Спустя 14 лет правления. Обещания федеральному правительству теперь будет давать другой человек.
СПРАВКА
«Кормили и будут кормить»
— Тыва. Кормили, кормят и будут кормить, — говорит экономист Наталья Зубаревич. — Нищета. Очень низкий уровень экономического развития. Помощь идет и по каналу выравнивания (это дотации на выравнивание). Чтобы их бюджетная обеспеченность так уж не лежала на уровне плинтуса, им очень много добавляют. Плюс куча всяких субсидий на поддержку семей с детьми, безработных. Они сидят на федеральных деньгах. Чечня, Ингушетия и Тыва — три орла.
Наталья Зубаревич приводит последние цифры по региону.
— В 2020 году получили трансфертов (безвозмездных поступлений от федерального бюджета) — на 40 миллиардов. В 2019 году —25 миллиардов.
— Уровень дотаций в 2020 году — доля трансфертов в доходах консолидированного бюджета Тывы — 84%. Годом раньше — 76%.
— До ковида уровень зарегистрированной безработицы (март 2020 года) — 5,4%. На «ковидном пике», когда платили больше всего пособий (конец сентября 2020 года), зарегистрированная безработица — почти 24%. Каждый четвертый занятый был безработный и получал пособие. На последнюю дату (февраль 2021 года) — 11%. То есть назад не восстановились.
Согласно Основному закону региона, наименования Тува и Тыва считаются равнозначными, при использовании полного названия «Республика Тыва» используется только эта форма.

Улица Тувинских Добровольцев в Кызыле. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
2
Об агрессии, нападениях, пьянстве и вообще о проблемах тувинцы рассказывают с неохотой. Иногда даже обижаясь. Иногда ревностно оправдывая регион. Особенно если интересуются неместные.
Когда темнеет, такси приезжает с водителем и штурманом. На переднем сиденье, бывает, сидит девушка. «Дорогу показываю», — говорит о себе сопровождающий. Правда, показывать дорогу нужно только вечером. Ни один из штурманов не говорит, что сидит здесь в основном для безопасности водителя — чтобы в случае чего успеть позвать на помощь. Про основную миссию сопровождающих мы узнаем потом, от человека, который работал им раньше.
В продуктовых, работающих круглосуточно, стоят решетки. Причем не только на окнах.
В десяти минутах ходьбы от центральной улицы Кызыла есть магазин, где продукты и покупателей разделяет клетка. В ней есть только крохотное окошко для продавца, чтобы передать товар и взять деньги.

Рабочая улица, расположенная недалеко от центра Кызыла. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
«Ну мы же круглосуточные», — кажется, на абсолютно глупый вопрос буднично отвечает продавщица за кассой, когда слышит про клетку. «Ну, бывает, нападают… Ну, конечно». Еще раз повторяет: «Но мы же круглосуточные».
То, что в магазине в принципе стоит клетка, чтобы не крали еду, покупателям в очереди тоже кажется уже чем-то привычным.

Круглосуточный магазин. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
3
В Кызыле теплеет до двадцати градусов. В воздух поднимаются пыль и
крошка с проезжей части. Все это с ветром летит в лицо. Глаза
сушит. Из труб ползут черные столбики дыма. Стотысячный Кызыл
отапливается на угле. В докладе академиков РАН, который собирались
засекретить, чтобы не дать «бомбу в преддверии выборов», Кызыл
числился одним из самых загрязненных городов страны.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|
</> |