От повозки к космическому кораблю

Вы знали, например, что первым общественным транспортом в России были извозчичьи повозки? В извозчики, как правило, набирались обычные крестьяне, на зимний период времени мигрировавшие на заработки в города. Как и сани, так и лошади были их собственностью. Весной большинство из них возвращалось в деревню, сеять, растить, а затем и убирать хлеб. Из-за этого весной, летом и в начале осени в столице наблюдался дефицит извозчиков. По свидетельству очевидцев, в то время в городе оставалась лишь пятая часть всех извозчиков.
Чтобы ликвидировать дефицит, примерно через 100 лет в городах появились профессиональные извозчики, а также специальной конструкции повозки, более приспособленные для поездок для города, чем деревенские сани или грузовые телеги. О ПДД тогда никто не думал, а ДТП на наиболее оживленных перекрестках были вполне обычным явлением.

К 19 веку среди извозчиков появились касты: ломовые (те, кто выполнял грузовые перевозки), лихачи (элитные экипажи) и «ваньки» (наиболее дешевые). К концу 19 века их количество измерялось в городе тысячами. Но проблемы городских перевозок они уже решить не могли.
В 1847 году в Москве появился первый трамвай. Он ходил от Красной площади до Покровского моста. В 1872 году появляется линия конного трамвая для пассажиров. Она имела 9 разъездов и была протяженностью почти в 5 км. Вагоны конки закупались в Великобритании на заводе «Старбек». Целых 30 лет конка и трамвай сосуществовали вместе, ведь нельзя было убрать конку, которая приносила значительную часть денежных средств.
В 1910 году коночных переучили на вагоновожатых, такие железные дороги выкупили, и остались только паровые трамваи. Трамваи полностью становятся электрическими. Они двигались очень медленно (примерно приблизительно 11 км/ч).
В 1924 году появился первый в столице автобусный маршрут. Он шел от Каланчевской (сегодня Комсомольской) площади и непосредственно до Белорусского вокзала. Самый первый столичный автобус в хрониках описывается как небольшой и оригинального красноватого цвета. Одновременно с ним открылась еще не одна линия автобусных перевозок (всего - 79 автобусов).
Сегодня в городе наземный транспорт представлен автобусами, троллейбусами, трамваями и, конечно же, маршрутками. По сравнению со своими предками все они выглядят как космические корабли. Подкачали слегка только маршрутки, но и их сейчас активно приводят в порядок, причем положительные изменения настолько очевидны, что их продолжение поддерживает 70% москвичей (к такому выводу пришли аналитики исследовательского холдинга «Romir» после проведения масштабного опроса городского населения «Отношение московских пассажиров к маршруткам»). Вопросы, конечно, остались (например, больше всего нареканий вызывает небезопасность подвижного состава (79%), неприспособленность частных маршруток для перевозки льготников и маломобильных групп граждан (61%), отсутствие комфорта в салоне (59%) и высокая стоимостью оплаты проезда (52%)), но их количество неуклонно снижается. После того, как маршрутки будут полностью интегрированы в городскую наземную пассажирскую сеть, думаю, все вопросы полностью отпадут, а городской наземный пассажирский транспорт перейдет на совершенно новый уровень развития.
|
</> |