От АСП - к рабовладельческому строю

Так вот, возвращаясь к Древней Греции. Во-первых, почему нас всё же интересует именно она? «Взлёт» эксплуататорского строя относили к Античности и классики марксизма. Потому что заполученные излишки древние греки обратили на всё то, что в совокупности их достижений получило у нас название "греческого чуда".
Но как же фактически был организован их строй? Разумеется, как несложно догадаться, ему предшествовал повсюду тогда находившийся естественный конкурентный порядок, он же АСП. Отмечал что, например, и известный отеч. спец. по АСП Ю. И. Семенов* (и черты какового общества, подметим для эрудированного читателя, будут пронизывать и последующее ему античное: "Наверное, никому уже давно не нужно доказывать, что древнегреческое полисное общество было насквозь агональным", - отмечал И. Е. Суриков ("агон" - борьба, состязание, - прим. М. С.).)
* Как излагает Л. Е. Гринин: "Формационная схема Семенова выглядит так. Первобытная, затем политарная формации (последняя в целом соответствует общеизвестному азиатскому способу производства). Первобытная была полностью универсальной, характерной для всех регионов. Политарную можно считать почти универсальной, так как она господствовала везде, кроме Европы. А до рождения греческого античного общества существовала и в этой части света (крито-микенская цивилизация). Затем, выходя из варварского предклассового состояния, Греция с VIII в. до н. э. совершает рывок..." К чему разве что следует заметить, что АСП у тех же древнегерманских племён доказал проф. А. И. Неусыхин.
Как уже отмечалось, в конкурентном "АСП"-обществе также происходят процессы монополизации - вследствие прорывающейся и внутри таких обществ конкуренции (несмотря на то, что оная извне и способствует первоначально консолидации людей в АСП-сообщества). Что же касается интересующего нас конкретного исторического материала, то, как повествует, например, А. А. Тахо-Годи: "В массе земледельцев постепенно происходило расслоение, из нее выделялись более крепкие хозяева и бедняки, потерявшие свои наделы, вынужденные поддерживать существование трудом батрака. Еще ниже их стояли нищие и рабы. Упоминания об этих категориях достаточно часты у Гомера, что свидетельствует о процессе имущественной и социальной дифференциации в «темные века» (гомеровская эпоха в др. Греции - прим. М. С., - "период временного исторического регресса" согл. цит. источ., после возникновения первых цивилизаций в др. Греции)". Последующая тому "архаическая эпоха (800-500 гг. до Р. Х.) характеризуется серьезным ускорением экономического и социального прогресса... Торговля и деньги трансформировали традиц. земледельческое хозяйство, способствовали росту имущественной дифференциации". Здесь стоит отметить, что товарно-денежные отношения, которые у нас склонны абсолютизировать самих по себе некоторые авторы, на самом деле являются прежде всего не чем иным, как выражением уже упомянутого экономико-социального развития (к лучшей же жизни люди склонны стремиться и сами по себе). К деньгам, как универсальному товару люди, очевидно, начинают прибегать с развитием торговли; также являющейся лишь следствием предшествующего экономического развития натурального хозяйства, возникновения в нём разнообразия предложения товаров; требующего потому для обмена - появления денег.
Как продолжает Тахо-Годи: "Как можно судить на основании поэмы Гесиода «Труды и дни» (рубеж VIII и VII вв.), в греч. деревне стремительно выделялись сильные хозяйства, но многие разорялись и нищали. Крестьянство страдало от растущего малоземелья, от долгов, и это оборачивалось обострением социальных отношений в общине". Не лишним будет привести ко всему нами развиваемому и указание Тахо-Годи на то, что важным явлением тогда стала «Великая греческая колонизация»: "Во многих общинах избыточное население, занятое в аграрном производстве, более или менее организованно выселялось в заморские колонии".
"Разложение сельских общин, обеднение крестьянства, страдавшего от долгов и малоземелья, привели в Афинах, как и повсюду в Греции архаического периода, к обострению социальной обстановки и началу демократического движения... Главными этапами формирования афинского демократического полиса стали реформы Солона (594-593)... Надо подчеркнуть, что основная масса народа - коренное население Аттики - отстояла свою свободу и сформировала гражданский коллектив, четко отмежеванный от чужеземцев - переселенцев (метеки) и рабов".
Улавливает ли внимательный читатель то, что я желаю ему продемонстрировать? Мне кажется, у правоведов это лучше акцентировано; далее цитируется Т. П. Филиппова, являвшаяся зам. зав. кафедрой истории государства и права ВЮЗИ — МЮИ — МГЮА:
"Борьба между родовой аристократией и демосом привела к созданию в Афинах сложной обстановки. По воспоминаниям современников в начале VI века смута была сильная, народ восстал против знатных".
"В 594 г. до н. э. на политическую арену выдвигается Солон (он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких народных масс), избранный архонтом (правителем - прим.), наделенным широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок. Солон осуществил ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения".
"Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которыми была наводнена Аттика. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счёт ввоза рабов-иноземцев".
"Центральное место среди преобразований, осуществленных Солоном, занимают его политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане были разделены независимо от их происхождения по имущественному положению на четыре разряда".
"Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность".
В то же время: "Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в государственную казну".
"Деятельность Народного собрания активизируется; оно обсуждало все важные государственные дела, принимало законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане. ...Следует отметить, что реформы существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин и в известной степени способствовали в дальнейшем демократизации государственного строя".
Фактически же Солон формирует не что иное, как впервые известное нам успешное эксплуататорское, среднеклассовое - как мы его акцентировали (и что еще раскроем далее), общество.
Процитирую также для сопоставления видного специалиста И. А. Шишову: "С нашей точки зрения, рабовладельческие отношения древности последовательно развивались, переходя от примитивных форм, преобладавших в странах древнего Востока, к развитому античному рабству. Новая форма рабства получила широкое распространение в районах, удаленных от старых центров древневосточной цивилизации, на территории древней Греции, Италии и Северной Африки. Именно здесь, вдали от могущественных экономических, политических и культурных центров древнего Востока возникла новая форма государственности — античный полис (город, город-государство - прим. М. С.).
В литературе, как уже было сказано, ведется много споров об общем и особенном в развитии древневосточного и античного обществ. В этой связи представляется немаловажной одна существенная особенность древневосточных государств, в которых господствовало жречество, родовая и служилая знать, а основным объектом эксплуатации являлся рядовой общинник: здесь, на Востоке, мы не встречаем аналогий законам Солона в Аттике, запрещавшим обращать в долговое рабство (хотя бы и на определенный срок) собственных сограждан и заменявшим сословный принцип предоставления политических прав имущественным цензом.
В античных полисах безраздельное господство родовой знати сохраняется как явление исключительное и по большей части заменяется тимократией, с предоставлением политических прав в зависимости от богатства, или рабовладельческой демократией, предусматривающей политическое равноправие и предоставление всем гражданам полиса, вне зависимости от их происхождения и имущественного ценза, всех политических прав".
Как излагает еще один источник, Солон "справедливо находил, что коренная причина всех бедствий Афин и Аттики – дурные отношения между сословиями, слишком большое неравенство состояний, резкая противоположность между классом полноправных граждан, землевладельцев, и массою обедневших бесправных земледельцев... В тех стихах Солона, где он сам прославляет хорошие законы, реформатор порицает алчность богатых, которые для увеличения своего богатства совершают притеснения, захватывают себе чужое добро, не думая о божественном правосудии, которое накажет их и вместе с ними государство, допускающее их беззакония.
«Скоро, – говорит там Солон, – постигнет Афины неизбежное бедствие: или подпадут она под иго постыдного рабства, или раздор граждан возбудит междоусобную войну; падет во прах цветущая сила мужей, и милая родина погибнет от ярости вооруженной борьбы. Толпами поведут несчастных в чужбину, окованных цепями, и будут на рынках продавать их в рабство».
Для избавления государства от бедствий, грозивших ему погибелью, в реформах Солона была поставлена цель сформировать третье сословие, которое заняло бы средину между привилегированным сословием богатых, знатных землевладельцев и бесправною, обедневшею, подавленною долгами массою, и имело б интересы, совпадающие с общим благом.
...Солон отважился доказывать и успел доказать эвпатридам (родовая землевладельческая знать - прим. М. С.), что они должны сделать большие уступки народу. Это доказывает, что сами эвпатриды видели невозможность поддержать существующие отношения; им грозила опасность или революции или подпадения под иго тирана, который стал бы грабить их. Чтобы не лишиться всего, они согласились пожертвовать частью своих выгод ради необходимых реформ. Характер Солона, знатность его рода, его богатство, его рассудительность и опытность представляли для них гарантию, что он по возможности соблюдет их интересы; потому они выбрали его в сан первого архонта и поручили ему составить законы, какие нужно для примирения их сословия с народом".
Проще говоря - и подытоживая, будучи заперто в циклах мальтузианской ловушки, одно из древних АСП-обществ (древнегреческое) находит выход для себя в том, чтобы целенаправленно еще более сплотиться - и, так сказать, за чужой счёт. Оберачивая силу своего сплочения на эксплуатацию других. Организация чего в Древних Афинах, как уже было сказано, знаменует собою "греческое чудо" во всей его полноте.
В передаче Э. Д. Фролова: "Разложение сельских общин, обеднение крестьянства, страдавшего от долгов и малоземелья, привело в Афинах, как и повсюду в Греции в архаич. период, к обострению социальной обстановки и началу демократич. движения... Осн. масса народа – коренное население Аттики – отстояло свою свободу и сформировало гражд. коллектив, чётко отграниченный от чужеземцев – переселенцев (метеков) и рабов. {Последующие же} растянувшиеся на полстолетия греко-персидские войны подтвердили жизнеспособность новой греч. цивилизации и обеспечили ей всемирно-историч. успех. ...Благодаря успешным войнам выросла экономика греч. городов, которая теперь окончательно перешла на античный путь развития за счёт массового использования обращённых в рабство чужеземцев. Наводнение городов военнопленными рабами привело к внедрению рабского труда во все сферы социальной жизни. Именно рабство стало тем фундаментом, на котором выросло здание античного гражд. общества. Благодаря рабству значит. часть свободных людей в греч. городах получила возможность жить, не обременяя себя физическим, производительным трудом, а наличие материально обеспеченного досуга стало основанием для развития высокой гуманитарной культуры".
-- Краткое резюме --
1. После демографического снижения начинается рост, который в АСП-обществе, как и внутренне конкурентном, сопровождается тот демографический рост имущественной дифференциализацией.
2. Подтверждением демографическому росту является Великая греческая колонизация.
3. Последняя, однако, не избавляет от назревающего социального конфликта, предотвратить который берётся Солон.
4. Он консолидирует афинское общество, переучреждая его как в целом характеризуемое нами среднеклассовое эксплуататорское. Это не означает снятия в нем неравенства, но акцентирует на том, что оное образуется в той или иной степени для его членов - за счёт чужого, эксплуатируемого труда несвободных, рабов.
Upd. Здесь также бы стоило уточнить, что перед Солоном мы имеем дело не с просто мальтузианским кризисом - иначе бы из него и не было иного известного ему "выхода", в тех исторических обстоятельствах. Но скорее с таковым, какой мы обычно называем "классовым", на деле конкурентным (что я ещё поясню далее); который потому смог быть разрешен общественной реорганизацией в "среднеклассовое" общество, что и осуществил успешно Солон.
|
</> |