
Как на Невском заводе делают газотурбинные установки (ГТУ) Т32 «Ладога» для


Невский завод, как я уже сказал выше, это старейшее промышленное предприятие Санкт-Петербурга. А история началась так. В 1957 году генерал Юрий Семянников и полковник Василий Полетика, не желая покоя на почетной пенсии, приобретают на берегу Невы маленький чугунно-литейный заводик англичанина Томпсона. Плюс рядом с заводом было болото, которое также было приобретено за бесценок. Чуйка или информированность позволило выбрать им новое направление – судостроение. Да, тогда стране очень нужны были суда, как военного, так и гражданского назначения. Вынутым при рытье котлованов для эллинга и для затона грунтом болото было засыпано, и образовалась площадь для заводских построек. В 1800 году был готов эллинг и состоялась закладка первых судов.
2. Перед проходной завода стоит памятник Ленину. Примечательно, что это первый памятник Владимиру Ильичу в Петербурге и один из первых установленных в СССР.

Всего через год после основания завода были спущены на воду два небольших парохода «Мария» и «Работник», а в 1865 году со стапелей сходит первый броненосец отечественной постройки с громким названием «Кремль». В 1909 году на Невском заводе специально для проведения полярной экспедиции были построены мирные судна - ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», которые впервые совершили переход Северным морским путем из Владивостока в Архангельск. Всего на заводе было произведено более 200 кораблей.
3.

Изготовление газоперекачивающих агрегатов на Невском заводе начинается с собственного металлургического производства. Перед нами Формовочный цех, здесь как раз готовят формы для заливки. Вначале из песка делают формы, которые потом и заливаются раскаленным металлом. Чтобы песок не вплавился в металл, его промазывают специальным составом.
4.

На рубеже 19-20 веков, когда в России быстрыми темпами стало развиваться железнодорожное строительство, завод осваивает выпуск паровозов. В марте 1867 года был объявлен правительственный конкурс на лучший паровоз, изготовленный отечественными заводами. В 1869 году на Невском Заводе был построен первый паровоз, который в 1870 году стал в экспонатом Всероссийской промышленной выставки и был признан лучшим. Заводу был пожалован Малый Герб Российской Империи. Этот герб впоследствии увенчал главные ворота перед зданием заводоуправления. Паровозостроение требовало огромных затрат, по этой причине в 1870 году было учреждено акционерное общество «Русское общество механических и горных заводов». В 1882 году уже был выпущен 1000-й паровоз, а до 1917 года на заводе было выпущено более 4 тысяч паровозов.
5. Вот такие песочные формы для заливки получаются.

В 1891 году завод приобретает инженер и промышленник Валериан Александрович Титов, организуется акционерное общество «Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода». Кстати, среди учредителей которого был крупный железнодорожный деятель того времени Савва Иванович Мамонтов, которого знала как промышленная, так и культурная интеллигенция. Он используя широкие связи, с первых же дней обеспечил завод новыми выгодными заказами на паровозы.
6. Литейное производство. Плавильный участок. Прежде, чем выполнить деталь в металле, ее сначала изготавливают из дерева в масштабе 1 к 1.

А тут революция, новые порядки. Завод национализируют. Новая власть долгое время не могла решить, что ей делать с этим заводом. И вот в 20-х годах завод активно включается в план ГОЭЛРО и снова меняет свой профиль, теперь на энергомашиностроение. Так в 1921 году завод получает заказ на производство кессонов и шлюзов для первой Волховской ГЭС. В 1927 году получены дополнительные заказы на чугунное и стальное литье для ДнепроГЭС.
7.

В 30-х годах во время индустриализации страны «Невский завод» становится производителем первой в России центробежной турбомашины для подачи воздуха в доменную печь. Высокими темпами осваиваются новые сложные машины - компрессоры, воздуходувки, эксгаустеры, турбины, паровые котлы. Началась эра турбостроения. В 1933 году был выпущен первый российский эксгаустер, а в 1935 году была изготовлена первая паровая турбина. До 1941 года Невским Заводом было выпущено более 130 компрессорных машин 20 типов.
8. Расплавленный металл из электропечи выливают в специальный разливочный ковш.

В 1922 году по инициативе рабочих заводу было присвоено имя Владимира Ленина. И ведь было за что. Именно на этом предприятии Ленин, будучи руководителем нелегального марксистского кружка, в 1894 году написал свою первую листовку, в связи с волнениями рабочих, возмущенных задержкой зарплаты. Правда, тиражом всего четыре экземпляра. Как там говорится, и из искры возгорится пламя. А ещё Надежда Крупская работала преподавателем воскресной школы для рабочих завода. В 1926 году перед зданием завода был открыт самый старый из сохранившихся в городе памятников Ленину.
9. Сталь в печи разогревают до температуры 1450-1500 градусов.

10. Собственное металлургическое производство обеспечивает более чем на 90% потребность в литье для продукции, выпускаемой предприятием.

Производительность участка составляет до 4300 тонн/год жидкого металла. Выплавка производится в современных плавильных печах постоянного тока ДППТУ 3 и ДППТУ 0,5. Емкость плавильных печей (3 и 0,5 т) позволяет производить отливки из различных марок стали массой до 2 тонн и из чугуна, в том числе высокопрочного, массой до 2,5 тонн.
11.

В годы войны завод не прекращал работу - изготавливались детали к авиабомбам, было налажено массовое производство снарядов, ремонтировали танки, которые из ворот завода сразу уходили на передовую. После снятия блокады Ленинграда Невский завод вновь получает первые заказы на мирную продукцию.
12.

13. Вот они и есть настоящие герои нашего времени.

В 1949 году на Невском была построена первая в Советском Союзе газовая турбина. В 1952 году создается первая отечественная стационарная газовая турбина ГТ-600 мощностью 1.5 МВт., а в 1956 году было построено уже шесть промышленных газотурбинных установок. В 1958 году был выпущен первый нагнетатель природного газа Н-280 и начато производство газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов. Это определило основной профиль деятельности завода до настоящего времени. В 1968 году - начат серийный выпуск самых массовых в СССР газоперекачивающих агрегатов мощностью 10МВт - ГТК 10.
14.

15. Заливка металла в форму. После заливки основной массы в большую форму, жидкий металл продолжают заливать в формы меньшего размера.

16. Часть металла заливается в маленькую форму для проверки качества в химической лаборатории.

17. Остатки сливают в чан, и потом они отправятся в плавку снова. Вот такой замкнутый цикл получается.

Далее отливки поступают в механосборочные цеха, где выполняется их обработка и изготовление отдельных деталей и последующая сборка узлов и изделий.
18.

19. В 2016 году проводился конкурс детского рисунка "Мои родители - машиностроители". Победили Марк и Полина Волковы. Теперь на стене завода красуется мурал по мотивам их рисунка.

Сам завод великолепно оснащен новейшим технологическим оборудованием ведущих производителей, которое и позволяет обеспечивать полный производственный цикл изготовления продукции от механической обработки до сборки, комплексных испытаний, монтажа и сервисного обслуживания.
20.

В 1974 году на «Невском заводе» создается Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт турбокомпрессоростроения. Создается целая серия новых машин - разработан и изготовлен (взамен импортируемого) самый мощный в СССР газоперекачивающий агрегат ГТН-25, повышается мощность ГТК-10, позже разрабатывается новый ГПА ГТНР16 мощностью 16 МВт с КПД 32.5 %.
21.

22.

Все оборудование на заводе является либо новым, либо прошедшим глубокую модернизацию. Весь мировой станочный парк задействован в работе над турбинами для нас.
23.

Невский завод обладает серьезным роторным производством. Здесь изготавливают валы, диски, колеса, барабаны и другую продукцию из стали.
24.

В 90-х было, конечно, не легко, распад СССР, отсутствие заказов, тяжелая экономическая ситуация не могли не сказаться на деятельности завода и на состоянии промышленности страны в целом. Не буду о грустном, главное - завод выжил. В 2007 году Невский Завод вошел в состав энергомашиностроительного предприятия «РЭП Холдинг», став его ключевой производственной площадкой. А тут и модернизация, новое оборудование, стало не сказкой, а реальностью. Время шло, завод постепенно восстанавливал свои компетенции и наращивал свою мощь. В 2008 году у компании GE Oil & Gas (Nuovo Pignone S.p.A.) они приобретают лицензию на производство современной турбины MS5002E мощностью 32 МВт, началось активное освоение производства газоперекачивающего агрегата нового поколения. Уже через два года первая российская индустриальная турбина мощностью 32 МВт была запущена в серийное производство.
25.

26. Один из роторов для турбин.

27.

С 2019 года завод входит в Группу «Газпром энергохолдинг индустриальные активы». ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» - специализированная компания Группы «Газпром энергохолдинг», созданная 27 сентября 2019 года для консолидации активов в сфере энергетического машиностроения. Сегодня Холдинг - это группа промышленных, научно-производственных и сервисных компаний с общей численностью сотрудников более 6500 человек. В состав ходят такие крупные для отрасли предприятия, как: АО «Невский завод», «Тюменские моторостроители», АО «Газэнергосервис», ООО «ГЭХ Сервис газовых турбин», АО «Уралтурбо» и другие.
28.

29. Здесь делают корпуса и другие большие детали будущего агрегата.

30.

31.

32. Вот одна из деталей вертится и вытачивается на токарном станке.

33.

34.

Сегодня Невский завод является ключевым российским производителем энергетического оборудования, лидером в сегменте индустриальных газовых турбин средней мощности и единственным в России производителем стационарных газовых турбин мощностью 32 МВт и компрессоров смешанного хладагента для производства СПГ. Кроме того, на заводе занимаются конструкторскими разработками, изготавливают и поставляют оборудование для металлургической, химической промышленности и т.д. И все же основным заказчиком предприятия является Газпром.
35.

36.

37.

38.

39. На Невском заводе работает более 1600 человек. И люди для завода не пустые слова. Предприятие дружит с профильными ВУЗами и колледжами, проводит экскурсии, приглашают на практику, обучает в собственном учебном центре. У кого появляется огонек в глазах, на заводе всегда рады.

40.

41.

42. Цех производства лопаток.

Лопатки турбин - это один из наиболее ответственных элементов турбины, который определяет надежность ее работы. Они работают под колоссальными нагрузками, поэтому к ним предъявляют самые жесткие требования по качеству, надежности и долговечности.
43.

44. Не завод, а ботанический сад, красота-ляпота.

И по этому направлению на Невском заводе все ок. Вот, например, супер-пупер автоматизированный комплекс механической обработки компрессорных лопаток.
45.

46.

47.

48.

49. Роботизированная установка дробеструйного упрочнения Roesler.

Это как бы процесс «бомбардировки» поверхности лопаток микрошариками (стальными, керамическими или стеклянными). А цель проста - формирование пластически деформированного поверхностного слоя. В результате повышается износостойкость лопаток где-то до 20 %.
50.

51. Здесь проходит финишная обработка (шлифовка/полировка) лопаток.

52. На этом столе показан путь лопатки. От заготовки до готового изделия.

53.

54. Один из сборочных стендов по сборке турбины ГТУ Т32 «Ладога». Первые очертания уже заметны.

55.

56. Всего в составе ГТУ более 5 тыс. единиц и узлов.

57. Познакомился в этот раз и с котиком по кличке Брусок. Его так назвали потому, что он сливается с деревяшками. Ляжет на них и контролирует рабочий процесс.

58.
|
</> |
