рейтинг блогов

Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители

топ 100 блогов zavodfoto14.02.2025 ПАО «Тюменские моторостроители» - ведущее в стране предприятие по капитальному ремонту и техническому обслуживанию газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов. Как там у них всё устроено я показал в прошлый раз, а вот сегодня мы с вами побываем у них в музее. Здесь тоже очень интересно. В музее представлены образцы продукции авиационного, автомобильного, нефтепромышленного, агропромышленного, гражданского назначения, выпускаемые заводом в разное время. Особый интерес вызывают различные двигатели в натуральную величину.

Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_093040


Решение о строительстве в Тюмени завода по производству авиационных двигателей Совет министров Советского Союза под председательством Алексея Косыгина принял 11 июня 1962 года, а 1 марта утверждено штатное расписание – в количестве 34 единиц. Наименование «Тюменский моторный завод» было присвоено 2 апреля 1963 года. Этот день официально считается днём рождения Тюменского моторного завода.

2.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_091749

Строительство завода шло ударными темпами. Специалисты съезжались со всей страны. Возникновение Тюменского моторного завода связано с началом развития нефтегазового комплекса Западной Сибири. А еще именно с рождением моторного завода в городе начался бурный рост жилищного строительства, школ, детских садов. Была запущена первая троллейбусная линия.

3.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_092928

4.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_2694

Трудовая история предприятия началась с освоения турбо-реактивного двигателя РУ19-300, предназначенного для самолетов в качестве дополнительной энергоустановки, и с организации производства компрессорных рабочих лопаток для ремонта двигателей АМ-5А, использовавшихся на самолетах Як-25. Тогда моторостроители впервые столкнулись с требованиями высочайшего качества, тщательной выверенности технологии и надежности продукции.

5. Первый собранный на Тюменском моторостроительном заводе авиационный двигатель РУ19–300.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_094645

6.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_095733

7.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_100337

С 1971 года двигателями тюменского завода начали комплектовать самолеты Ан-24, что спасло модель от списания. Новые двигатели, изготовленные тюменскими моторостроителями, позволили самолету стать более маневренным и надежным и успешно выступить на международном авиасалоне в Париже в 1971 году. Во время демонстрационного полета были отключены оба основных двигателя, но АН-24 не упал, он продолжал горизонтальный полет, совершил несколько кругов и произвел посадку. За всех сработал расположенный в правой мотогондоле РУ19-300, сделанный на Тюменском моторном заводе.

8.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_2681

Авиационный двигатель РУ19А–300. Это турбореактивный двигатель, который используется как вспомогательная силовая установка на самолётах Ан-24, Ан-26 и Ан-30. Он создаёт дополнительную тягу при взлёте, наборе высоты в жарком климате и в случае отказа основного двигателя. Кроме того запускает основные двигатели, служит генератором для бортовой электросети. В серийное производство двигатель был запущен в 1962 году на новом заводе в Тюмени.

9.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_093158

РУ19А-300, «изделие 29А» или попросту «РУшка» - двигатель с непростой судьбой. Он создавался в КБ Туманского для учебных самолётов Як-30 и Як-32, причём ещё до начала проектирования этих самолётов. В 1957 г. началось проектирование РУ19-300 под руководством главного конструктора Юрия Ивановича Гусева, а уже через два года проведены заводские 100-часовые испытания, которые успешно завершились в 1961 году. РУ19-300 стал первым отечественным двигателем, разработанным специально для учебных реактивных самолётов. При его проектировании учитывалось будущее применение в учебной авиации: большое количество взлётов и посадок, интенсивных переходных режимов. Требовался увеличенный ресурс на взлётном режиме и запас прочности лопаток турбины при забросах температуры газов. На двигателе применены семиступенчатый осевой компрессор, кольцевая камера сгорания, одноступенчатая турбина и нерегулируемое реактивное сопло. Его тяга на максимальном режиме - 900 кгс, удельный расход топлива на крейсерском режиме - 0,95 кг/кгс-ч.

10.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_093142

Много работал завод и на оборонку. Выпускал подъёмно-маршевые двигатели с поворотным соплом для палубных штурмовиков вертикального взлёта, форсажные трубы для истребителей Су и МиГ, ракетные двигатели для зенитного комплекса С-300 и сверхзвукового противокорабельного «Москита.

11.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_095950

12.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_095244

От обычного турбореактивный двухконтурный двигатель отличается тем, что его газовая турбина вращает не только компрессор и вспомогательные агрегаты, но и вентилятор второго контура (низконапорный компрессор). Также, привод вентилятора второго контура может осуществляться и от отдельной турбины. Внутренний контур ТРДД выполнен по стандартной схеме ТРД. Внешний контур является кольцевым каналом, внутри которого расположен вентилятор. Именно по этой причине, нередко двухконтурные ТРД называют турбовентиляторными.

Благодаря наличию второго контура, масса воздуха, которая вытекает из него с небольшой скоростью, в дальнейшем смешивается с газовым потоком, выходящем из первого контура. Далее происходит снижение общей скорости газовоздушного потока, благодаря чему скорость самолета становится приемлемой.

13.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A2560

14.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_094003

15.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A2572

16.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A2578

17.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A2581

Подъемно-маршевый двигатель Р28В-300 для палубного штурмовика ЯК-38. Разработчик АНТК «Союз» (ОКБ-300). В 1960-е годы в мире произошел всплеск интереса к самолетам с вертикальным взлетом. Силовая установка самолета, который способен взлетать без разбега и садиться без пробега, должна была создавать вертикальную составляющую тяги больше его веса. Первый подъемно-маршевый авиационный двигатель Р-27В-300 тюменские моторостроители изготовили в 1975 году. Он предназначался для самолетов палубного базирования Як-36 и Як-38 с вертикальным взлетом и посадкой, которыми оснащались тяжелые авианесущие крейсеры «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Горшков».

18.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_093250

Исследование режимов вертикального взлета в Советском Союзе начали проводить на летающем стенде “Турболет” в 1954 году. Создали его конструкторы ЛИИ им. М.М. Громова под руководством А.Н. Рафаэлянца. В 1960 году советская делегация во главе с генеральным конструктором А.С. Яковлевым посетила авиационную выставку в Фарнборо (Англия). Там он увидел экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки “Шорт” SC.1 с составной силовой установкой. После чего своё предложение создать боевой самолет вертикального взлета и посадки А.С. Яковлев высказал председателю военно-промышленной комиссии Д.Ф. Устинову. Инициативу поддержали, и 30 октября 1961 года вышло правительственное постановление о разработке одноместного опытного прототипа истребителя-бомбардировщика ВВП. Самолет должен был развивать максимальную скорость 1100-1200 км/ч на высоте 1000 метров. Взлетный вес предусматривался не выше 9150 кг. Руководителем проекта стал заместитель Яковлева С.Г. Мордвинов. Эта машина, получившая название Як-36, практически сразу создавалась как экспериментальная, не предназначенная для боевого использования.

19.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_101141

Силовая установка Як-36 была единой и состояла из двух подъемно-маршевых двигателей с поворотными соплами. Этот ТРД получил обозначение Р27-300. Четыре экземпляра Як-36 были готовы к весне 1963 года, и начались их испытания. 7 февраля 1966 года Як-36 взлетел вертикально, совершил запланированный полет и произвел посадку по-самолетному. А 24 марта он осуществил то, ради чего и задумывался: вертикальный взлет и посадку. Эту дату называют днём рождения первого отечественного СВВП. Успешная демонстрация самолета подтвердила, что создание реактивного самолета вертикального взлета и посадки в СССР вполне реально.

20.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_101127

В 1983 году прошел испытания модернизированный Як-38М с новыми двигателями. Подъемно-маршевый Р27В-300 заменили на Р28В-300 (изделие 49) с увеличенной до 6800 кгс тягой (на 700 кгс). В начале 1990-х годов от применения Як-38 и его модификаций отказались.

21.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_101201

Газотурбинный авиационный двигатель ВД-100. Выпускался на Тюменском моторном заводе в 1992-96гг. По сути, это была вспомогательная установка для обеспечения электроэнергией самолёта и запуска основных двигателей самолётов Ил-114 и Ил 114Т.

22.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_093707

23.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_100716

В начале 90-х радости стало сильно меньше, в прочем, аналогичная история случилась не только здесь, а по всей стране. Промышленность вдруг стране стала не нужна, а вот купи-продай стало новым трендом. Заводы закрывались, а на их месте появлялись рынки. А тут ещё и оборонные заказы практически ушли в ноль. Руководство завода стало думать, чем занять людей, как спасать завод. Чтобы сохранить производство, в отдельные юридические лица были выделены подразделения гиганта - завод дисков сцепления, завод авиационных двигателей, которые должны были самостоятельно искать заказы, зарабатывать деньги. Самой крупной «дочкой» в 1996 году стал «Газтурбосервис».

24.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A2595

Удивительно, но факт. Такому серьезному заводу приходилось выпускать вот такую бытовую мелочь.

25.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_093524

26.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A2543

27.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A2630

28.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A2636

Конечно же, не забывали здесь и про нефтяников. Делали вот такие насосы ЦНС180. Они предназначены для перекачивания обводной газо-насыщенной и товарной нефти в системах внутрипромыслового сбора, подготовки и транспортировки нефти.

29.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_093612

В 1989 году на Тюменском моторном заводе начали выпуск уникального мини-трактора, причем в разных комплектациях. По документам это была самоходная шестиколёсная тележка ТС-350. Цифра «350» в названии обозначает количество килограммов, которые можно перевозить в переднем кузове.

30.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_093345

TC-350 создавался как сельскохозяйственный трактор и универсальный помощник для жителей деревенской местности. В это время на заводе уже производился прицеп для мотоблока ТОП-350, чей кузов после некоторой доработки стал грузовым кузовом для Егорки (в народе их так называли). Первые опытные образцы будущего трактора создавались работниками бюро наладки цеха Nº 25 по собственной инициативе, без каких-либо указаний свыше.

31.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_093503

Позже специально для производства трактора на Моторном заводе построили отдельный цех Nº 49 с конвейерной линией сборки и покраски. Все детали и компоненты, кроме двигателя, ремней, шин и светоотражателей изготавливались на Тюменском моторном заводе. Мини-трактор был запатентован, получил известность и распространился по всей стране. Некоторое количество даже отправилось на экспорт за границу. Всего с 1989 года до середины 90-х было выпущено около 20 тысяч единиц. Причем, есть, которые довольно бодро бегают и сейчас, прямо на заводе.

32.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_142802

По действующим нормам 1990 года никаких водительских удостоверений для мини-трактора не требовалось. Дело в том, что у него вместо руля стоят два рычага. Мощность двигателя была слишком маленькой, поэтому по официальным документам трактор считался «тележкой самоходной», то есть чем-то вроде большого мотоблока. Есть две коробки передач. Всего 4 скорости и движение назад. Скорость его 12 километров в час, но можно разогнаться и до 25.

33.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_150647

Начиная с 1996 года «Тюменские моторостроители» стали заниматься ремонтом судовых двигателей, а в 1999 году между заводом и Газпромом было подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве и утверждена «Программа освоения капитального ремонта и сервисного обслуживания судовых двигателей ДР59, ДЖ59, ДГ90 и запасных частей к ним».

34.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A2552

На переднем плане прямоточный воздушно-реактивный двигатель 3РД83. Используется в качестве маршевого двигателя ракетного комплекса морского базирования «Москит».

35.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_162309

36.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_162031

Прямоточный воздушно-реактивный маршевый двигатель 3Ц4М2 для самоходной пусковой установки СПУ-2П24М1 зенитно-ракетного комплекса «Круг» (SA-4A). Выпускался с апреля 1969 года по май 1982 года.

37.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_162102

38.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_162610_1

Твердотопливный ракетный маршевый двигатель 9Д140 (I ступень) для ракеты 9М83 зенитно-ракетного комплекса «С-300В). Серийный выпуск был на заводе – сентябрь 1984 г.

39.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители 999A3460

АЛ-21Ф-3 (изделие «89») - одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой третьего поколения, разработанный под руководством Генерального конструктора ОКБ-165 А. М. Люльки. Он предназначен для установки во фронтовой бомбардировщик Су-24, истребители-бомбардировщики Су-17, Миг-23 и Миг-27.

40.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_162125

41.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_162200


Форсажная труба для двигателя АЛ-21Ф-3 (изделие «89»). Вместе с фронтовым устройством и камерой сгорания поставлялся на Московское ММПП «Салют» и Омское ОМПО им Баранова в 1973-1991 гг для сборки двигателя.

42.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_162225

Маршевый двигатель - турбореактивный КР-23 (КР-93). Разработан на уфимском мотостроительном объединении «Мотор» для стратегической ракеты «Метеорит».

43.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_162237

44.
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_162252

В 2021 году ПАО «Тюменские моторостроители» вошли в состав промышленной Группы «Газпром энергохолдинг индустриальные активы». Не сказать, что стало сильно легче, но жизнь завода реально стала интересней, да и в целом работы прибавилось. Тут и про модернизацию сразу заговорили, и линейку в качественном плане расширили. Сегодня завод не только ремонтирует двигатели, но и создаёт свой ТМ-16, на благо страны и Газпрома. Славная история завода продолжается.

Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_2714




45. Большое спасибо ПАО «Тюменские моторостроители» за открытость и тёплый приём!
Чем интересен музей завода Тюменские моторостроители IMG_20240918_123653


Вся моя история с ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы»:

Тюменские моторостроители Музей завода Тюменские моторостроители

P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: [email protected] Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 650 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

Дзен / LiveJournal / ВК / Одноклассники

Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату (реквизиты карты): 5536 9177 1972 2396

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ах, не пустили. Так пусть Мильчаков с Гиркиным приезжают петь на Евровидение. СБУ гарантирует им свободный въезд в Украину. Ну и споют они примерно так же, плюс-минус улучшайзер. Я, если попытаюсь пересечь границу России, то через тридцать минут окажусь в наручниках, только за то, что ...
Предатели в МИД России. Велеречивому демосфену современности споксвумен МИД РФ Захаровой пора уже сообщить, кто назначил в системе МИД этого предателя и как этот тоже-предатель уволен без выходного пособия. Это пишет большой ДУРАК, бывший глава крупного СМИ. А я думаю: кто тебя, ...
Прислали щас комментМне аж плохо стало. Страшные вещи творятся. Пришлось второй раз скорую вызвать. Врачи сказали, что если ещё раз произойдёт такое потрясение, то Искусственный интеллект может не выдержать...По поводу предыдущей записи Никита, ...
В пятницу надо было доехать до Кирьят Моцкина. Я теперь всегда выхожу так, чтобы где-нибудь час в запасе оставался. Мало ли, автобус не придет, я маршрут перепутаю. Автобус метронит был полупустым, впереди сидело трое арабских молодых мужчин с пакетами. Сидели на разных сидениях, но ...
Хорошего вам денька! ...