"Остров" и "Весна, лето, осень, зима... и снова весна"
dorama_club_ru — 06.11.2025

Эротика с запахом смерти.
Практически все картины корейца так или иначе содержат элементы
эротики, чувственных отношений, а так же и философское их
осмысление. Ну а так как мы имеем дело с Кореей, то естественно все
это окрашено восточной философией. Ким Ки-Дук, перешагнув свой
сорокет все больше стал погружаться именно в Буддизм, на основе его
постулатов, переосмысливая прошлые сюжеты. В том числе связанные с
чувственными отношениями.
Таковы два его фильма. "Остров" 2000 года и "Весна, лето, осень, зима и снова весна" 2003 го. Эти картины в сюжетном, визуальном и смысловом выражении можно было бы считать франшизой. Только если внимательно разобрать нарративы, окажется что "Весна..." это не просто продолжение сюжета, а его переосмысление, причём именно в теологическом смысле.

В центре сюжета и первого и второго фильма заложена именно концепция "эроса и тантоса"." Похоть порождает желание обладать, а желание обладать порождает желание убивать". И в первом фильме и во втором, человек становится жертвой этой формулы, убивая из ревности. Если опустить долгие метания героя в поисках выхода, которые составляют значительную часть повествования, перейти непосредственно к финалу, то тут можно и увидеть трансформацию.
В "Острове" герой после убийства жены и её любовника, пытается скрыться на некоем трансцендентном островке, дрейфующем по водной глади озера. Между тем, круг сансары достигает его и там. Островки других беглецов расположены слишком близко. Человек как рыба с отрезанным боком, опять идёт на тот же крючок. Даже посреди отдалённого озера не спрятаться от женского внимания. Значит надо пустить лодку по течению, не сопротивляться?

Согласно финалу "Острова" Ким предполагал выход из тупика страсти... в другой страсти. Думаю что он прекрасно понимал абсурдность этой формулы и через три года исправил её. Только для этого ему пришлось пересмотреть вообще свои взгляды на жизнь и снять совершенно другой фильм, с совершенно другим финалом. И вот эту новую формулу он увидел в Буддизме. "Отказ от страданий - отказ от страсти". Сейчас я вовсе не пропагандирую буддизм, лично мне например глубоко чужда его идеология в любом его воплощении, ламаизм это, махаяна или дзен. Тем не менее я вполне могу понять мотивацию Кима с его вариантом корейского дзена.
Тут мы вплотную подходим к "Весне, лету, осени и т. д." Фильм конечно далёк от канонической трактовки постулатов религии. Тем более её корейского варианта. В первую очередь это конечно художественная стилизация. Личный взгляд Кима на проблему. Можно конечно представить, как тяжко для этих шебутных корейцев отказаться не только лишь от разных половых удовольствий, но и вообще "сидеть и нихрена не делать". Поэтому хоть какое кунг-фу или вот камень на гору затащить.

Вообще сюжет и идеология несколько расширены относительно "Острова". За это отвечает первая и последняя часть, стало быть " Весна" "и опять весна". Эти дополнения расширяют сюжет о "эросе и тантосе" до проблем общего характера. Например о греховной природе человека или о грешном человеке в природе. Тяжести ошибок. А так же о цикличности всего этого (сансара).
Теперь о форме. "Остров" так же отличается от "Весны... ", как Можайское водохранилище от озера Байкал. В первом случае это грязноватый водоём, где-то на отшибе пост-индустриального мира, с убогими домиками на воде, продажной любовью, криминалом. Всё это в линялых, приглашённых красках. Эротика здесь имеет запах озёрной воды, камышевых отмелей и ещё чего-то скрытого в глубине.

"Весна..." это идеальный мир дзена, с горным озером с чистой водой, красотами природы. Вместо убогого домика, буддийский храм на воде. Красота пространства и времени соединяется и входит в противоречие с человеческим. Насилие и похоть ведут к страданию и смерти. Созерцание и покой лечат.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДО ТЫ О ВЕЛИКИХ
Georges Kars (Czech; 1882 - 1945)
О чем хочется рассказать просто так
И что теперь?
Неторопливый Т1
Осеннее утро в Царском селе
Пекинимся дальше
Держи вора!

