Осторожно: почти Коровин

Недавняя история с «фальшивыми Коровиными» — идеальный детектив: здесь есть и тайна, и деньги, и даже «преступный синдикат».
Вот так новости! Центр художественной экспертизы имени И.Е. Репина приподнес сюрприз арт-рынку: целая серия работ Константина Коровина его парижского позднего периода оказалась искусной… нет, не живописью, а продукцией одной ушлой мастерской. И ведь продавались эти «ночные пейзажи» через самые что ни на есть авторитетные аукционы Старого и Нового Света. Неловко вышло.
Вообразите себе работу эксперта: как сыщик в белых перчатках, он должен отличить гения от умелого (или не очень) подражателя. Копия ли это из мастерской мастера? Поздний ученический повтор? Или откровенная фабрикация, рассчитанная на наш с вами здоровый аппетит к прекрасному (и дорогому)? Именно такой художественный детектив вот уже пять лет вели специалисты Центра Репина. Вооружившись безупречной базой эталонов, новейшими приборами и зорким глазом, они вышли на след целой… скажем так, «творческой артели», специализирующейся на позднем Коровине.

Парижские огни и ловушки арт-рынка
А спрос на Константина Алексеевича, надо сказать, стабильно высок. Первый русский импрессионист, друг Серова, любимец Грабаря и Бенуа (а уж они-то знали толк!) – его жизнерадостные, напоенные светом полотна давно стали голубой фишкой арт-рынка. До 1917 года Коровин прожигал жизнь с истинно московским размахом: Абрамцево, Север, Крым, театр, Париж… Его успех на Всемирной выставке 1900 года был оглушительным, а парижские этюды того времени навсегда вписали его имя в историю импрессионизма. Увы, лучшие из них теперь спят сном праведных в музейных запасниках, недоступные алчущим коллекционерам.
И вот тут-то начинается самое пикантное. После эмиграции в 1922 году Коровин, осев в Париже, снова взялся за любимую тему – ночной город. Но если его ранние ночные этюды были полны романтического трепета, то работы 1920-30-х – это уже настоящая симфония света и тени, более смелая, экспрессивная, контрастная. Как только в конце XX века к этим работам проснулся интерес (особенно на родине художника), цены на них взмыли вверх, словно шампанское на парижском празднике. И вот тут на сцену вышли наши «умельцы». Ведь редкий, востребованный, узнаваемый стиль позднего Коровина – идеальная мишень для подделок. Каждый новый «ночной Париж», всплывающий на торгах, заставляет экспертов напрягать зрение сильнее обычного.

Когда подлинность — вопрос технологии
Пять лет кропотливой слежки за группой таких «парижских сумерек», пять лет сбора улик – провенанса, технологических секретов – и вот он, вердикт: несколько картин, прошедших через громкие аукционы, оказались фикцией. Стилистически они – близнецы, словно сошли с одного конвейера. Два «шедевра» 1920-х, попавшие под микроскоп (и рентген, и спектрометр) Центра Репина, были признаны откровенной фальшивкой. Их «анатомия» (построение красочного слоя) оказалась идентичной до мелочей. Химия в один голос заявила: «Одна палитра!». А мазок… Ах, этот мазок! Он старательно копировал коровинскую манеру, но выдавал ремесленника: не хватало той легкости, той виртуозной небрежности, той самой «воздушности», которой дышат подлинники.
Эксперты полагают, что над созданием этого «парижского» цикла трудится не один человек, а целая артель. И, похоже, она не собирается закрывать лавочку. Анализ последних аукционов в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Монако и Праге позволил выявить еще как минимум пять работ того же «почерка», блуждающих по антикварным салонам. Будьте бдительны, господа коллекционеры!

Настоящий Коровин — как выглядит оригинал
Но как же отличить истинный бриллиант от стразов? Взгляните на «Ночной бульвар в Париже» – эталон позднего Коровина. Вот он, настоящий Париж Коровина! Городская суета, растворенная в мареве ночи, мерцающие огни, словно пьяная карусель, мазок – живой, нервный, полный воздуха. И технологическое исследование лишь подпело визуальному восторгу: типичные материалы парижской палитры мастера, а рентген, как верный свидетель, подтвердил: почерк – безупречно авторский.

Кто кого?
Арт-рынок всегда был территорией страстей, амбиций и риска. В погоне за красивыми подписями на холстах кто-то рискует попасться на крючок искусной подделки. Что ж, подделка — тоже своеобразный комплимент художнику: подделывают только тех, кто действительно интересен.
Ну а мы с вами, изучая эти истории, каждый раз заново вспоминаем, как удивительно живописна и сложна жизнь искусства — даже спустя сто лет после написания очередного ночного Парижа.

Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• Как развивать насмотренность, когда нет времени ни на что? 3 совета
• Нейросеть vs искусствовед, или тиндер для картин (Гость выпуска — Олег Лашманов)
• Отведайте прошлое: 5 дореволюционных рецептов блюд
• 4
художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
• Василий Кандинский и загадка «Геометрии танца»
• Пять шедевров русского искусства с собаками
|
</> |