«Оскар» почти здорового человека: Чего ждать от премии Американской киноакадемии

топ 100 блогов okkomovies24.02.2023

12 марта в лос-анджелесском кинотеатре Dolby вручат премии Американской киноакадемии, статуэтки «Оскара». После двух лет ковида, ограничений, онлайна церемония впервые проходит в старом добром формате буйной вечеринки с раздачей призов. Попробуем разобраться, чего от этого шумного праздника можно ожидать в 2023 году.

«Оскар» почти здорового человека: Чего ждать от премии Американской киноакадемии Jay L. Clendenin / Los Angeles Times via Getty Images
Jay L. Clendenin / Los Angeles Times via Getty Images

Цветник из ста цветов

Второй год подряд в главной номинации премии «Лучший фильм» представлено исключительное число работ, десять фильмов. Причем в этот раз они прямо-таки пугающе разные. С сиквелом «Аватара» соседствует немецкий «Западный фронт»; биография Элвиса от База Лурмана противостоит англоязычному дебюту шведа Рубена Эстлунда «Треугольник печали»; с новой работой ирландского классика Мартина МакДоны «Банши Инишерина» конкурируют боевик «Топ Ган: Мэверик» с Томом Крузом и ироничная фантастика «Всё везде и сразу». Тут же — бенефис Кейт Бланшетт «Тар», суперэстетская вещь, балансирующая на грани современного искусства (как примерно все лучшие работы актрисы), и эпос о женщине в брутальном мире от Сары Полли с Фрэнсис МакДорманд в главной роли. Сверху, в качестве уже обязательного дополнения — Стивен Спилберг с «Фабельманами».

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон, 2022
Кадр из фильма «Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон, 2022

Отдельно надо отметить, что огромный пласт успешных лент сезона при этом остался за бортом. «Вавилон» претендует только на «Оскар» за лучшую музыку — у композитора Джастина Гурвица уже есть одна статуэтка в этой номинации, больше ему вряд ли дадут. Исповедь Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бардо» скромно удовлетворилась участием в номинации «Лучшая работа оператора» (Дариус Хонджи наверняка победит — это его всего-то второе участие в шорт-листе, а премию он давно заслужил хотя бы статусом живого классика). Традиционный фаворит «Оскара» Гильермо дель Торо тоже оказался заперт в клетке «Лучшего анимационного фильма», хотя в компании «Кота в сапогах» и «Я краснею» его «Пиноккио» смотрится как минимум странновато: этакая белая ворона, мрачная фантастика о войне и ожившем трупе ребенка на детском празднике.

При этом одно бесспорно. Не позавидуешь тем, кто будет делать ставки на тотализаторе: это ровно тот случай, когда проиграют вообще все, вне зависимости от фаворитов. Нынешний «Оскар» — это если и битва, то китов со слонами, животных из совершенно разных сред, в реальной жизни они встретиться не могут. Кто в этой схватке точно победит, так это Американская киноакадемия: ее теперь точно никто не обвинит в том, что она не представляет весь спектр проката и занимается сегрегацией мира кино.

Кадр из фильма «Фабельманы», реж. Стивен Спилберг, 2022
Кадр из фильма «Фабельманы», реж. Стивен Спилберг, 2022

Если все-таки пытаться делать прогнозы, то очевидно одно: при таком раскладе сил шансы на победу у всех стремительно падают. «Аватару» вообще не везет: первый фильм уступил статуэтку в главной номинации «Победителю бури» Кэтрин Бигелоу, а рядом толкались «Вверх», «Бесславные ублюдки» и «Воспитание чувств». Второму повезло еще меньше с соперниками, и шансов, соответственно, не прибавилось. Мартин МакДона уже получал свои статуэтки за «Три билборда», но кто сказал, что в этот раз академики предпочтут его, скажем, Рубену Эстлунду? Стивен Спилберг всегда выглядит в оскаровских шорт-листах как Майкл Джордан среди дворовой команды — но где его автобиографии тягаться с историей Элвиса? Против этого «Джордана» выпустили «Родмана» — База Лурмана! Тоже шансы падают. Как ни странно, в этом ключе более-менее высокий коэффициент на победу имеет тихоня и меланхолик Рубен Эстлунд — он уже не раз пролетал мимо «Оскара» со своими предыдущими работами! А могут академики вовсе наградить «Всё везде и сразу», мешанину из видеоарта, танца, комиксов, легенд и постколониализма — чтобы обозначить примирение массового и элитарного, авторского взгляда и захватывающего визионерства. Ну и просто потому, что название фильма точнее всего отражает политику отбора номинантов.

Художник, что рисует

Кстати, «Всё везде и сразу» — чемпион по числу номинаций: он претендует махом на 11 разных статуэток. Что, в общем, прорыв для весьма смелой независимой ленты на английском и китайском языках. Правда, этот триумф несколько смазывает тот факт, что вообще-то «Всё везде» — лента прошлого года, ее прокат стартовал сразу после вручения предыдущих наград киноакадемии. Но формально она — на своем месте. Тем более характерно, что лента представлена не только в лоскутном одеяле «Лучшего фильма», но и в особенно рафинированных в этом году режиссерской и сценарной номинациях. Там авторы картины Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван состязаются уже не со всеми везде и сразу, а с аристократами — тяжеловесами Спилбергом и МакДоной, фаворитом Эстлундом и радикальным художником Тоддом Филдом, автором «Тара» с Кейт Бланшетт. При этом и тут у дуэта режиссеров хорошие шансы на победу: Спилберг с МакДоной обвешаны «Оскарами», как новогодняя елка, Филд для Академии резковат. Тот же Эстлунд вполне может состязаться с Шайнертом и Кваном, что само по себе будет для «Оскаров» прорывом, достойным лучших образцов (вроде легендарного уже поединка «Ла-Ла Ленда» и «Лунного света»).

Кадр из фильма «Всё везде и сразу», реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт, 2022
Кадр из фильма «Всё везде и сразу», реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт, 2022

Перемены на Западном фронте

По сформировавшейся уже традиции в номинации «Лучший фильм» представлены разом и англоязычные картины, и фильмы на иностранных языках. Раньше такая практика была скорее исключением — раз в десятилетие в основной шорт-лист попадали особо выдающиеся неамериканские картины (например, «Любовь» Михаэля Ханеке, «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана или «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи). В последние годы такой подход стал уже правилом: сразу в двух номинациях появлялись и «Сядь за руль моей машины», и «Паразиты», и «Минари», и «Рома». Каждый год академики кого-то выбирают в качестве заморского гостя. В этом году в образе такого многостаночника выступает «На западном фронте без перемен», немецкая экранизация романа Эриха Марии Ремарка, выпущенная на Netflix. Фильм впечатляющий, мрачный, натуралистичный. Правда, стоит иметь в виду, что из всех подобных лент побеждали одни лишь «Паразиты». Так что шансы на победу у «Западного фронта» невелики.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», реж. Эдвард Бергер, 2022
Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», реж. Эдвард Бергер, 2022

Более того — шансы ленты на победу в «иностранной» номинации тоже не такие большие: там с ним состязается мощный тяжеловес «Аргентина, 1985» — историческая драма о суде над военными диктаторами. Она уже получила «Глобус» и вполне может перехватить у немецких коллег еще одну кинопремию. Не говоря уже о том, что в этой же номинации участвуют бельгиец Лукас Донт, любимец публики и страшно стильный персонаж европейского кинематографа, со свой работой «Ближе» и польский классик Ежи Сколимовский с новой лентой «Иа» — натурально, хроникой путешествий и встреч ослика. Так что за «Оскар» «Западному фронту» придется сражаться, пусть исход схватки и может сложиться в его пользу.

Бремя белого человека

Полная противоположность разноплановому, демократичному до безумия отбору претендентов в главной номинации — то, что происходит в актерских категориях. Скулы сводит как минимум от исполнителей главных ролей — в их вселенной время замерло. Не поймешь, какой год на дворе — 2005-й или 2015-й, но точно не сегодняшний день. За «Оскар» за лучшую мужскую роль лениво и формально сражаются почтенные белые джентльмены, давно уже привычные всем: Колин Фаррелл за «Банши», Брендан Фрейзер за «Кита» Даррена Аронофски и матерый Билл Найи за экранизацию Кадзуо Исигуро «Жить».

Не попали в шорт-лист ни впечатляющий Диего Кальдес, сыгравший в «Вавилоне», ни его экранный соперник Брэд Питт (последнего, видимо, решили отстранить потому, что он свой «Оскар» уже получил — пусть гуляет на все четыре стороны). Соответственно, легко предсказать, кто получит приз в номинации: ни тот, ни другой, ни третий. Академики наверняка провернут тот же трюк, что в 2019-м с Рами Малеком в роли Фредди Меркьюри — наградят новичка Остина Батлера за роль Элвиса, например.

Кадр из фильма «Тар», реж. Тодд Филд, 2022
Кадр из фильма «Тар», реж. Тодд Филд, 2022

С гран-дамами та же история, с поправкой, что в номинации есть Кейт Бланшетт с мощным бенефисом-аттракционом. Правда, у актрисы уже есть два «Оскара»: за «Жасмин» Вуди Аллена и «Авиатора» Мартина Скорсезе, но ее статус в современном мире позволяет наградить Бланшетт и в третий, и в четвертый раз. Других настоящих див у нас для вас нет. Ана де Армас — достойная конкурентка Бланшетт, тем более претендует она на премию за роль Мэрилин Монро в душераздирающей биографии актрисы, «Блондинке». Это не только отменная и смелая актерская работа, но и мощнейшее высказывание о том, как массовая культура уничтожает женщину, перемалывает ее в щепки, унижает, превращает просто в пышную грудь и эффектную прическу и в итоге убивает. За такое академики наградить точно могут и даже должны. Мишель Уильямс («Фабельманы») и вовсе неожиданная в этом ряду Андреа Райзборо («Ради Лесли») особых шансов на этом фоне не имеют. И здесь тоже от гонки заранее отстранили очевидного фаворита, Фрэнсис МакДорманд (она сыграла у Сары Полли в «Говорят женщины») — ну, хватит с нее статуэток, правда. Чтобы хоть как-то оживить пейзаж и доказать, что не только в кино вообще, но и в актерской профессии есть место разным цветам кожи, культурам, историям, в число претенденток на приз за главную роль включили Мишель Йео («Всё везде и сразу») — но присутствием в листе ее функция, увы, исчерпывается. Если в других категориях фильм красуется, то здесь выглядит аутсайдером.

Кадр из фильма «Банши Инишерина», реж. Мартин МакДона, 2022
Кадр из фильма «Банши Инишерина», реж. Мартин МакДона, 2022

Чуть интереснее выглядят претенденты на премию за лучшую роль второго плана. Сразу два актера из «Банши» — Брендан Глисон и Барри Кеоган. И для обоих это, страшно сказать, дебют — академики могут поспешить исправить ошибку и наградить одного из ярчайших актеров современного кино, Глисона (как он вообще остался без призов до сих пор, непонятно). Всё в порядке и с разнообразием — нашлось место Брайану Тайри Генри, звезде сериала «Атланта», сыгравшему теперь в трогательном и меланхоличном «Мосте через озеро» — у него, кстати, шансов не меньше, чем у Глисона. Точно так же, как у Джонатана Ке Квана (он же Ке Хюи Куан), который за свою работу во «Всё везде и сразу» уже получил «Глобус». Обвинить Академию в том, что она не обращает внимания на новые лица, уже не выйдет (вон, смотрите, Армас, Батлер), в расовой сегрегации — в общем, тоже. Все должны остаться довольны — в меру, как водится. Ответы на многочисленные вопросы будут получены очень скоро.

Текст: Александра Тарасова


Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера ближе к полуночи приспичило мне оклеить бумагой коробку от обуви. Бумага была рулоном звездного неба, так и неиспользованным в рождественском вертепе, и тематически очень подошла под содержимое  - человечки и их оснастка из Звездных войн. Наконец собрала  все в одну кучу, ...
Борис Хмельницкий 27 июня 1940 года (71 год назад) в городе Уссурийске Приморского края родился Борис Алексеевич Хмельницкий — советский и российский актёр театра и кино, народный артист России (2001), автор музыки к спектаклям ...
Донецкий аэропорт при Украине: При Русском мире: В честь русскомирных дебилов победителей в Москве прошел праздничный салют. ...
Интернет пестрит советами бывалых людей о том, как использовать аптечные препараты в садовых делах. В общем, открываешь свою аптечку, а там сплошь не лекарства, а какие-то чудо-удобрения. Смотришь, цветок загрустил, голова у него что ли разболелась – таблетку аспирина ему прописать. ...
- Вы уже проснулись? - Да. - Не болит? - Нет. - Не тошнит? - Нет. - Проверим восстановление когнитивных функций? - Сорок девять и вас больше, чем Путина. Я все ответы на ваши вопросы уже выучила. Шеф анестезиологической службы Частной Онкологической Клиники, так и не успевший задать два ...