Убей его нежно: «После Янга»

топ 100 блогов okkomovies17.02.2023

В российский прокат вышла фантастическая драма «После Янга», второй фильм режиссера Когонады. Глава семьи в исполнении Колина Фаррелла пытается починить любимого робота. Объясняем, почему маленький и легкий фильм, показанный в Каннах полтора года назад, — настоящая жемчужина.

Кадр из фильма «После Янга», реж. Когонада
Кадр из фильма «После Янга», реж. Когонада

Не очень далекое, по-видимому, будущее. С одной стороны, люди по-прежнему ездят на автомобилях (пусть уже и беспилотных) и используют пленочные фотоаппараты. С другой — будничным явлением жизни человечества давно стали клоны, а также бытовые андроиды, развитые и разумные настолько, что их называют techno sapiens.

Одного из таких роботов, Янга (Джастин Мин), когда-то купил на вторичном рынке скромный продавец чая Джейк (Колин Фаррелл). Янг помогал ему и его жене Кире (Джоди Тёрнер-Смит) растить их приемную дочь Мику (Малеа Эмма Тьяндравиджая) и стал ей почти братом, в свободное время изучал бабочек, а однажды, во время семейного конкурса танцев, сломался. Чтобы дочка не расстраивалась, Джейк взялся искать кого-нибудь, кто отремонтировал бы робота. Но механики смогли только достать из груди Янга небольшое хранилище его воспоминаний, в которые Джейк, прежде чем утилизировать андроида, решил заглянуть.

Убей его нежно: «После Янга»

За минувшие полтора года — пока картина Когонады после премьеры в Каннах летом 2021-го добиралась до российского проката — про это кино сказали достаточно добрых слов, по большей части справедливых. Но зритель на него всё равно не пошел: мировой прокат фильма не окупил, кажется, и десятой доли его бюджета. История, с одной стороны, грустная (как и сам фильм). С другой — концептуально верная до невозможности, потому что «После Янга» — это такой hidden gem, маленькое скрытое сокровище, которое надо найти самому, случайно, и ни с кем им не делиться.

Скромный масштаб и легкость — одни из главных достоинств картины. В фильме о разнице (или ее отсутствии) между человеком и роботом наверняка был соблазн говорить основательнее, историю о смерти близкого можно было рассказать с трагическим надрывом. Но замечательное умение режиссера Когонады, снявшего «После Янга» (а до этого — не менее тихую драму «Колумбус»), состоит как раз в том, чтобы избегать всякого надрыва, снимать пронзительное кино с такой осторожностью, что даже законченный циник не возьмется обвинять его в эмоциональной манипуляции.

Убей его нежно: «После Янга»

Кроме удовольствия от этой авторской вменяемости, в фильме есть удовольствия чисто зрительные и слуховые. В саундтреке играет негромкая и точная, как капель, музыка Аски Мацумии и Рюити Сакамото. Будущее показано минималистскими средствами: чай продают в кристаллах, в технологическом музее выставляют андроидов, а в целом всё осталось как есть — и всё равно выглядит дивно красиво. Кадры, снятые неподвижной, привинченной к полу камерой, похожи на фотографии, которые Когонада перебирает, на каких-то чуть останавливаясь, к каким-то возвращаясь.

Убей его нежно: «После Янга»

Фильм живет в этих повторениях и отражениях: мы читаем его по лицу Колина Фаррелла, всё больше погружающегося в чужие воспоминания. Может показаться, что в «После Янга» ничего не происходит, но его динамика именно в процессе познания, узнавания, в тех внутренних изменениях, которые переживает герой Фаррелла и которые актер передает в тончайших нюансах. Поначалу он относится к андроиду скорее равнодушно (а к клонам, выполняющим примерно ту же функцию, что и роботы, — с пренебрежением), но с течением времени меняется у нас на глазах.

Несмотря на небольшой хронометраж — ровно полтора часа — «После Янга» содержит сразу несколько подсюжетов: об отношениях Янга с девушкой (маленькая, но вновь чудесная роль Хейли Лу Ричардсон), о причудливой природе эмпатии и об идентичности (важная тема для американца Когонады, родившегося в Южной Корее). Но в конечном счете ценней всего то, что фильм говорит о хрупкости человеческих связей, о расставании с близкими, о том, про что Оскар Уайльд писал: «Каждый, кто на свете жил, любимых убивал». Поэтому, может статься, на некоторых сценах «После Янга» расплачутся даже те, кто не заглядывал в чьи-то воспоминания и у кого никогда не умирал домашний андроид.

Текст: Александр Омолоев


Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Исследование продолжается и приносит свои плоды. Некоторые программисты наконец заговорили! Процитирую мнение Linux-программиста Игоря Гречишко: « Ihar Hrachyshka С целью статистического учёта мнений интересуюсь: готовы ли вы подписаться под этими ...
Уж не спрашивайте, как, но открыл у меня сын в «моих рисунках» вот такую картинку:- ...
С тех пор как человечество освоило мореплавание, коты, как и крысы, стали неотъемлемой частью любого корабля. Выполняя важную работу по отлову грызунов, коты были любимцами всего экипажа и наравне с людьми несли все тяготы непростой корабельной жизни и в мирное, и в военное время. ...
В статье рассмотрим причины, почему скручиваются листья у помидоров и как справиться с этой проблемой. В предыдущей статье уже отвечали на вопросы о закручивании листьев ...
Вчера на Гудзоне была такая красота! Три больших круизных корабля покидали залив и восточное побережье и в честь их убытия были феерверки, оркестр и просто красивое шоу. Правда я как всегда забыла о том, что это будет и вспомнила уже когда ...