Ошибка майора Токарева


Ровно 85 лет назад, 30 ноября 1939 года Рабоче-крестьянская Красная армия начала, как тогда писали в советских газетах, "освобождение Финляндии от гнета буржуазии". Иными словами, советские войска вторглись на финскую территорию, начав так называемую "Зимнюю войну". Разумеется, не остались в стороне и советские военно-воздушные силы.
Утром того же дня два звена бомбардировщиков ДБ-3 из 1-го минно-торпедного полка ВВС Балтийского флота (1-й МТАП) вылетели с бомбами на поиски броненосцев береговой обороны "Вейнемейнен" и "Ильмаринен" — мощнейших боевых кораблей финского ВМФ, которые огнем своих десятидюймовых башенных орудий могли нанести серьезный ущерб наступающим частям РККА.
Одно звено было перехвачено финскими истребителями, которые сбили два бомбардировщика, а третьему удалось уйти. Второму звену повезло обнаружить броненосцы на якорной стоянке у полуострова Ханко и передать по радио их координаты. Затем они попытались самостоятельно атаковать корабли, но не сумели поразить эти довольно крупные неподвижные мишени. Ни одна из сброшенных ими бомб в цели не попала.
Через некоторое время в названную точку вылетела уже целая эскадрилья 1-го МТАП: восемь машин под командованием комэска майора Николая Токарева, которые везли в общем счете 10,5 тонн фугасных бомб. Однако броненосцы, конечно же, не стали дожидаться их прилета. Быстро снявшись с якоря они исчезли в неизвестном направлении.
Когда через два часа эскадрилья Токарева прибыла в указанный квадрат, там уже никого не было. Поиски в округе тоже ничего не дали. Перед вылетом Токарев не успел получить координаты резервной цели на тот случай, если основная окажется недоступной. Ему предстояло самому принять непростое решение: либо сбросить бомбы в воду и возвращаться "не солоно хлебавши", либо самостоятельно искать запасной вариант.
И майор его нашел, решив по собственной инициативе атаковать порт столицы Финляндии Хельсинки и находившиеся в нем корабли. Уже в вечерних сумерках он привел эскадрилью к Хельсинки и зашел на городскую гавань со стороны моря, после чего сбросил бомбы, а за ним отбомбились и остальные машины.
Согласно послеполетным докладам экипажей, в гавани были поражены прямыми попаданиями два корабля, а на берегу — разбомблены два крупных портовых склада, которые загорелись. Однако, к сожалению, этот доклад не соответствовал действительности. Штурман-бомбардир машины Токарева слишком поздно нажал на кнопку бомбосбрасывателя, когда самолет-флагман уже пролетел над гаванью и находился над центром города с плотной дореволюционной застройкой.
А остальные экипажи, бомбившие по сигналу командира, освободились от смертоносного груза еще позже, в результате чего все бомбы упали на город, вызвав значительные разрушения и убив 97 человек, в основном — мирных жителей. Еще 236 человек получили ранения.
Но за свою фатальную ошибку Токарев не понес никакого наказания. Мало того, 21 апреля следующего года "за образцовое выполнение боевых заданий" он был удостоен звания Героя Советского Союза, а в августе того же года — возглавил 1-й МТАП. Кстати, надо заметить, что еще 18 ноября 1939 года, то есть за две недели до начала советско-финской войны, главный штаб советскких ВВС издал приказ, категорически запрещающий бомбардировки жилых домов и прочих чисто гражданских объектов.
Таким образом, прямой вины советского военного и политического руководства в произошедшей трагедии не было, однако, на международсое сообщество крайне неприятное впечатление произвело то, что СССР в лице тогдашнего наркома иностранных дел Молотова, категорически отрицал сам факт бомбардировки Хельсинки, несмотря на большое количество неопровержимых доказательств этого факта.
Посмотреть на руины города мог любой желающий, а их фотоснимки напечатали все ведущие мировые газеты (разумеется, кроме советских). Тем не менее, Молотов 2 декабря официально заявил, что СССР "не бомбил и не намеревался бомбить Хельсинки, более того, он с уважением относится к интересам финского народа!" Выглядело это откровенно глупо, впрочем, Молотов никогда умом не блистал, зато отличался усидчивостью и исполнительностью, за что и был на хорошем счету у Сталина.
А Николай Токарев участвовал в Великой Отечественно войне, дослужился до звания генерал-майора и должности командира авиационной дивизии, но продолжал лично совершать боевые вылеты. 30 января 1944 года он геройски погиб над Крымом, когда его самолет был сбит немецкими зенитками.

Бомбардировщики ДБ-3 из 1-го минно-торпедного полка ВВС Балтфлота в окраске времен Советско-финской войны.

Майор Николай Токарев и карта-схема налета его эскадрильи на Хельсинки 30 ноября 1939 года. Заштрихованный овал — область падения бомб. Обратите внимания, что она едва не затронула советское посольство. Далее — фотоснимки последствий бомбардировки.



Горящий технический университет Хельсинки, пораженный авиабомбой. Перед ним — памятник царю Александру Второму.
|
</> |