"Осадные" монеты Иерусалима

![CRUSADERS, Latin Kingdom of Jerusalem. temp . Sybelle. 1186-1190. BI Denier (17mm, 1.13 g, 12h). Struck during the siege of Jerusalem, 1187. + [â¢T]VD[D]IS [DTV]ID ( sic ), Tower of David / + [VV]Ð[PVLChRV]M DOMINI, view of the Church of the Holy Sepulcher. Slocum 288; cf. C.J. Sabine, âNumismatic iconography of the Tower of David and the Holy Sepulchre,â NC 1979, pl. 17, 3; N. du Quesne Bird, âTwo deniers from Jerusalem, Jordan,â NumCirc LXXIII.5 (May 1965), p. 109; Metcalf, Crusades , p. 77; CCS 51. CRUSADERS, Latin Kingdom of Jerusalem. temp . Sybelle. 1186-1190. BI Denier (17mm, 1.13 g, 12h). Struck during the siege of Jerusalem, 1187. + [â¢T]VD[D]IS [DTV]ID ( sic ), Tower of David / + [VV]Ð[PVLChRV]M DOMINI, view of the Church of the Holy Sepulcher. Slocum 288; cf. C.J. Sabine, âNumismatic iconography of the Tower of David and the Holy Sepulchre,â NC 1979, pl. 17, 3; N. du Quesne Bird, âTwo deniers from Jerusalem, Jordan,â NumCirc LXXIII.5 (May 1965), p. 109; Metcalf, Crusades , p. 77; CCS 51.](/images/main/osadnie-moneti-ierusalima-3c1d97.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shlomo_zimerman/95877813/315383/315383_800.jpg)
После катастрофической битвы у Хаттина 4 июля 1187 года, в которой христианские силы были разбиты и король Иерусалима был взят в плен, победоносный Саладин занял большую часть христианских владений в Святой Земле. Примерно в то время, когда Саладин был у стен Тира, возможно, 20 июля, Балиан Ибелин, один из главных баронов королевства, обратился к Саладину за охранной грамотой, чтобы перевезти его жену и семью из Иерусалима в Тир. Балиан сбежал из арьергарда христианских войск в битве при Хаттине и укрылся в городе Тир вместе со многими другими беженцами; его семья, однако, удалилась в Священный город из феодального владения его жены Наблуса. Саладин предоставил охранную грамоту, и Балиан отправился в Иерусалим. Балиан пообещал остаться в городе только на одну ночь и не носить оружия, но жалкое положение почти беззащитного города и мольбы его жителей заставили его нарушить клятву и начать организацию обороны. Саладин простил Балиана и позволил его семье покинуть город. В день капитуляции Аскалона Саладин принял делегацию, которую он вызвал из Иерусалима, но они отказались сдать Святой город, и Саладин поклялся взять его силой оружия. Он расположился станом перед Иерусалимом 20 сентября. К концу месяца положение города было безнадежным, и, хотя он героически защищался, но был вынужден капитулировать 2 октября после того, как в стене была проделана большая брешь.

Мы во многом обязаны своими знаниями об осаде ряду рассказов, обычно называемых «Хрониками Эрнула». В одном из рассказов, написанном оруженосцем Балиана, содержится отрывок, который гласит: «Затем Балиан и патриарх пошли и открыли гробницу Гроба Господня, покрытую серебром, а затем взяли это серебро, чтобы чеканить деньги, и отдать их рыцарям и сержантам». Итак, вот наиболее ясное возможное свидетельство возникновения чрезвычайной ситуации под совместной властью церкви, представленной патриархом Ираклием, и государства, представленного Балианом Ибелином. Балиан был одной из ведущих фигур в королевстве и отвечал за оборону города, таким образом, он пользовался большим уважением, но никоим образом не имел права чеканить монеты. Патриарх был еще одной очень влиятельной фигурой в королевстве, и серебро, необходимое для чеканки монет, вряд ли могло быть взято из такой святыни, как гробница, без согласия патриарха, отсюда и необходимость изображать на монетах религиозные символы.

Переходя теперь к рассмотрению самих монет, следует отметить, что все они, по-видимому, отчеканены разными штемпелями. Отсутствие установленного образца указывает на то, что период чеканки монет должен был быть очень коротким. Исторические записи событий не ясно показывают, когда началась чеканка, но как только началась осада Аскалона, защитники Иерусалима должны были знать, что Святой город вскоре постигнет та же участь. Таким образом, чеканка могла начаться к концу августа. Выпуск монеты, вероятно, продолжался около четырех или пяти недель. В экстремальных условиях, существовавших во время осады, ухудшение качества изготовления штемпелей могло действительно быть очень быстрым. Еще одна необычная особенность монет - их размер; около 18 мм, они несколько больше диаметра (15-17 мм) монет обычных выпусков Иерусалимского королевства.
Рисунок, изображенный на реверсе монет, на первый взгляд трудно интерпретировать, но при сравнении с двумя печатями 1170-х годов, общая идея иконографии становится очевидной. Хотя отдельные детали рисунка на монете не совпадают с деталями печатей, на которых изображена гробница в ротонде Храма Гроба Господня, основа компоновки композиции очевидна.

И Башня Давида, и Храм Гроба Господня появляются на других монетах Иерусалима; первая - на денье и оболе Балдуина III (1143-63), а второй - на аналогичных номиналах Амори (1163-74). Однако, изображения на этих регулярных выпусках королей Иерусалима сильно отличаются от тех, что изображены на обсуждаемых монетах.