Классический денье крестоносцев
all_collector — 27.06.2024После Первого крестового похода (1096-1099) рыцарские армии Латинского запада образовали четыре автономных государства крестоносцев на землях, захваченных у Исламского халифата: Иерусалимское королевство, графства Эдесса и Триполи и княжество Антиохия. На пике своего развития в 12 веке эти королевства представляли собой экзотическую смесь Востока и Запада, христианства и мусульманства, а также множества этнических групп, создавая яркую многоязычную культуру, не похожую ни на что, виденное ранее или после. Этот мир навсегда исчез с падением Акры под натиском армий мамлюков в 1291 году.
Естественно, королевства крестоносцев чеканили свои собственные монеты по образцу средневековых латинских серебряных денье, но с узорами, отражающими самобытность этого региона. Денье Боэмунда III, правителя княжества Антиохия, являются одними из самых знаковых. На аверсе монеты изображен бюст рыцаря-крестоносца, облаченного в характерную кольчугу в нормандском стиле и шлем. На реверсе - изображение креста с равноудаленными, расширяющимися кверху ветвями внутри круга - мотив, часто встречающийся в архитектуре времен крестоносцев.
Княжеством Антиохия правила итало-нормандская династия, происходившая от норманнских завоевателей Сицилии. Среди этих правителей Боэмунд III (около 1148-1201), прозванный "Ребенком" или "Заикой", унаследовал трон своего отца, будучи еще ребенком. В 1163 году, когда Боэмунд достиг совершеннолетия, он изгнал свою мать, которая до тех пор исполняла обязанности регента.
Среди элиты крестоносцев его карьера была типично запутанной, можно даже сказать, "византийской", в которой Византия сыграла важную роль в его управлении Антиохией. В 1164 году Боэмунд развязал опрометчивую войну с правителем Сирии Нур ад-Дином, что привело к его пленению, а также пленению лидеров крестоносцев Триполи и Эдессы. Византийцы договорились о его освобождении, после чего Боэмунд отправился в Константинополь и принес присягу императору Мануилу I Комнину.
Боэмунд оставался византийским вассалом до смерти Мануила в 1180 году; освободившись от этого обязательства, он с головой окунулся в ряд внутренних споров между королевствами крестоносцев и союзным королевством Киликийской Армении. Эти распри занимали крестоносцев и растрачивали их энергию впустую, в то время как мусульмане нашли защитника в лице одного из величайших военных гениев того времени, Салах ад-Дина Юсуфа, более известного как Саладин. После сокрушительной победы Саладина над Иерусалимским королевством в битве при Хаттине в 1187 году все государства крестоносцев перешли к обороне. Тем не менее, благодаря хитрой дипломатии и своевременному началу Третьего крестового похода в 1189 году Боэмунду удалось сохранить независимость Антиохии. Правление Боэмунда продолжалось до его смерти в 1201 году, в то время как княжество Антиохия окончательно перешло к мусульманам в 1268 году.
В течение четырех столетий великие армии ислама и христианства вели титаническую борьбу за контроль над обширными территориями Средиземноморского мира, включая Святую землю, Египет и Испанию. Хотя эти смертоносные культурные столкновения привели к невыразимым страданиям и разрушениям, они также помогли расширить горизонты некогда замкнутого средневекового мира, создали новых героев и мифологию и, в конечном счете, помогли сформировать национальную идентичность, с которой Европа и исламских мир живут и по сей день.