Орёл. Портрет великой княгини Марии Федоровны

топ 100 блогов zhivopis_vl06.11.2023

У нас в Орловском музее изобразительных искусств действует постоянная экспозиция, в которой представлены уже ставшие историческими картины и портреты.

Хочу представить и вспомнить ряд понравившихся картин...

Орёл. Портрет великой княгини Марии Федоровны

Пескорский (Пискорский) И.Я. 1757 – не ранее 1811. Портрет великой княгини Марии Федоровны (1759 -1828). 1783. Масло, холст

Орёл. Портрет великой княгини Марии Федоровны

Важным событием для русского искусства явилось учреждение в 1757 году Академии художеств в Петербурге. В год ее создания родился художник Иван Яковлевич Пескорский, представленный данным портретом из собрания Куракиных.
Закончив Академию художеств с золотой медалью, Пескорский получил право для совершенствования своего таланта в качестве пенсионера на четыре года поехать в Париж за казенный счет. Там в 1783 году и был написан этот портрет.
Начат он, вероятно, годом ранее, когда сюда инкогнито на целый месяц, под именем графа и графини Северных, прибыли совершающие вояж по Европе цесаревич Павел Петрович и его супруга Мария Фёдоровна. В Париже среди многочисленных развлечений и праздников они посещали мастерские художников. Возможно, тогда и встретились со своим соотечественником.
В основе произведения молодого художника лежит канон репрезентативного портрета, в котором, однако, уже наблюдается отход от классических требований и стремление показать модель без явного позирования, в более естественном проявлении чувств. В некой камерности нашего портрета, в душевном состоянии молодой особы, в смягченной цветовой гамме можно ощутить влияние стиля рококо.
Мария Федоровна изображена на нейтральном темно-оливковом фоне, спокойно сидящей у столика с атрибутами ее повседневной частной жизни. Она погружена в себя и кажется немного меланхоличной, выражение ее губ не сходно с обычной светской улыбкой. В правой руке – раскрытая нотная тетрадь, левая покоится на книге, пальцы играют бутоном розы, рядом на мраморной столешнице – тонко подобранный букет.
Каждый предмет дополняет изящный и женственный образ аристократической модели. Она в действительности хорошо пела, играла на музыкальных инструментах, интересовалась литературой и через несколько лет организовала первый в России литературный салон.
Розы были ее страстью и окружали ее всю жизнь. Ими украшались платья, декорировался фарфор. Зимой она лично делала для своих комнат букеты из искусственных роз. А в Павловске у нее был знаменитый «Розовый Павильон» с благоухающим розарием. Не случайно, состоявшийся уже в наше время в Павловске Первый Международный фестиваль роз, был назван в ее честь.
Пескорский и саму Марию Федоровну уподобляет этому цветку. Фарфоровую белизну ее кожи и нежный румянец оттеняет пышный пепельный парик с красивыми длинными локонами по плечам. Плавные очертания форм, струящиеся линий складок ткани и мягкая игра их приглушенных розовых и голубых тонов, создают ощущение одухотворенности и очарования.
Она в отороченном кружевом жемчужного тона декольтированном платье с узким лифом и пышной юбкой на обручах. Вокруг тонкой талии повязана широкая полупрозрачная лента с бантом и длинными концами. Голубой цвет ленты перекликается с синевой бархатной обивки кресла, а цвет платья созвучен колориту флористической композиции.
Впервые увидев в Берлине свою будущую жену, тогда еще вюртембергскую принцессу Софию Доротею Августу, – Павел Петрович, писал матери, Екатерине Великой: «Я нашел невесту … какову желать себе мог: недурна… стройна …, отвечает умно и расторопно… Что …касается… сердца ее, то имеет она его весьма чувствительное и нежное... Ум солидный… Знания наполнена…» Все эти качества благодатно развились в ней.
Став императрицей, Мария Федоровна верно хранила любовь к своему супругу и память о нем, после его гибели. Никто из венценосных особ в России не мог сравниться с ней в масштабах благотворительности, заботы и попечительства о сирых и убогих. И именно ею было положено начало женскому образованию в России.
Пескорский же, который был на два года младше героини своего портрета, к сожалению, не оправдал возлагавшихся на него больших надежд, – увлекся карточной игрой, прочими соблазнами парижской жизни и в Россию больше не вернулся.

Орёл. Портрет великой княгини Марии Федоровны

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Работы петербургского фотографа Александра Петросяна.  ...
Они были большими друзьями. Настолько большими, что Татьяна пригласила Олега в крестные, когда родилась ее дочь. А в крестные всегда зовут самых закадыков из закадыч. Они вместе снимались в «Покровских воротах» -  с тех пор и подружились. Потом играли в одном ...
Я сегодня услышала потрясающую вещь – мужчины продолжают лгать, даже тогда, когда их ловят на лжи! И при этом считают, что это ложь во спасение. Оказывается, они таким образом нас берегут! Потому что узнай мы всю правду, мы их точно не простим. Зачем подбавлять масла в огонь?! ...
04.05.2010 в 11:43Пишет Стенри: это самое. давайте поможем кошке и её девочкестраничка по ссылке - на немецком, я даю переводwww.helft-daisy.de.tf/"Пожалуйста, помогите. Это мой последний шанс.Это моя кошка Дейзи. Мои родители хотят её усыпить. Ей четыре месяца, а ...
Сегодня не стало моего мужа. Инфаркт, совершенно неожиданный. В последние два года у меня были вы, он, и редко сын с невесткой (они заняты). Мы приехали из-за моей болезни в другую страну, здесь живет сын с семьей. Мы всегда говорили «мы». Я сердилась, когда Вова спрашивал :а мы взяли мой ...