Орёл. Икона "Святитель Митрофан Воронежский с избранными святыми на полях"
zhivopis_vl — 03.11.2023У нас в Орловском музее изобразительных искусств действует постоянная экспозиция, в которой представлены интересные образцы иконописи.
Хочу представить и вспомнить ряд понравившихся икон...
Святитель Митрофан, епископ Воронежский (1623—1703), возглавил Воронежскую кафедру в 1682 г. Петр I очень почитал епископа Митрофана. Сохранились воспоминания о том, что святитель ответил твердым отказом на приглашение в царский дворец, украшенный статуями языческих богинь. Перед кончиной он принял схиму с именем Макарий. Император лично нес гроб святителя до усыпальницы и, обратившись к вельможам, горестно произнес: «Не осталось у меня такого святого старца». Согласно преданию, мощи Митрофана дважды видели нетленными до обретения, а у гроба, при возложении его мантии на больных, происходили исцеления. В августе 1832 г. святитель был причислен к лику святых.
Источником первой иконографии святителя Митрофана стало видение его образа в 1830 г. губернскому секретарю И.В. Шевцову, «занимающемуся живописью по склонности». Ему предстояло сделать список со старого портрета святителя, но так как портрет был слишком ветхим, Шевцов боялся написать его образ неверно. Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский, убеждал его: «Ты будешь видеть наяву или во сне». Ночью, во сне, художник увидел святого, а потом «представился ему ясный день, и перед ним портрет святителя Митрофана, ясно и чисто написанный, который он в продолжение сновидения списал». Художник повторил на холсте образ святителя, виденный им во сне, — в полной схиме и куколе, с книгой «Духовное завещание» в руке. Другой образ, появившийся одновременно, представлял святителя в чине схиепископа, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке. Оба извода изображали святого «во одеянии по чину схимонахов», в соответствии с его волей о пострижении в схиму и погребении в ней. Таким же, старцем в схиме, он представал в чудесных явлениях.
Художники часто привносили в духовный портрет черты иконописного образа, а перед канонизацией признанные Синодом наиболее достоверными изображения становились источником для икон. Современник писал: «Как портреты становятся иконами, этому свидетели мы сами... при жизни которых совершалось прославление свт. Митрофана и Тихона, и может быть не одному мне случилось портрет святого Тихона со стены дома перенести на аналой церковный... Так же, может быть, поступят потомки наши с портретом блаженного старца Серафима, как мы поступили и предки наши в отношении к прославляемым святым».
|
</> |