Орёл. Икона "Коронование Богоматери"

У нас в Орловском музее изобразительных искусств действует постоянная экспозиция, в которой представлены интересные образцы иконописи.
Хочу представить и вспомнить ряд понравившихся икон...

Коронование Богоматери — распространённая тема в западноевропейской иконографии: коронование Девы Марии Царицей Небесной после Её Вознесения на небеса.
Главная черта этого типа, в отличие от других изображений Девы
Марии в образе Царицы Небесной, состоит в том, что корона на её
голову ещё не надета, её держит кто-то другой.
Может быть несколько вариантов расположения фигур:
1 Иисус и Мария сидят на тронах друг напротив друга, Мария
увенчивается Иисусом.
2 Мария находится между Отцом и Сыном, которые совместно увенчивают
её короной. Вверху — голубь. Мария увенчивается Святой Троицей.
3 Мария склоняет колена у ног Бога-Отца, часто сложив руки на груди
в жесте сердечной молитвы. Мария увенчивается Богом-Отцом. (Распр.
в Италии XV в.).
4Над головой Марии корону держат ангелы (подтип, часто у картины
другое название)
Два (или больше) ангела по бокам — обозначение присутствия небесных легионов. Часто изображение музицирующих ангелов — ведь Марию на небесах встречали торжественно; инструменты — это символ музыки небесных сфер. Иногда можно увидеть изображение сферы, на которую опирается Бог-Отец — это символ вселенной. Под ногами Марии встречается полумесяц — он пришёл из строк Иоанна Богослова. А цветы служат для обозначениня чудного аромата, возникшего в момент Успения, по свидетельству очевидцев. Несмотря на то, что согласно апостолам, Мария опочила в возрасте 60 лет, изображается она, конечно, как прекрасная юная дева, богато одетая, в соответствии с её будущей ролью Царицы Небесной (Regina Coeli). В руках Иисус может держать книгу со строками: «Veni, electa mea, et ponam te in thronum meum» (Приди, избранная…).
Коронование может быть совмещено с сюжетом Успения (тогда картина имеет две зоны, земную и небесную), и с сюжетом Вознесения. Изображение может сопровождаться как предстоящими апостолами — свидетелями последних минут жизни Марии, так и просто избранными святыми — патриархами, Отцами Церкви, мучениками, и даже донаторами (коленопреклоненными). Такое количество свидетелей приближает поздние работы к типу Sacra Conversazione. В искусстве Контрреформации возникнет стремление вытесенения этой темы Непорочным зачатием.
