Орёл. Икона "Преображение господне"

топ 100 блогов zhivopis_vl25.10.2023

У нас в Орловском музее изобразительных искусств действует постоянная экспозиция, в которой представлены интересные образцы иконописи.

Хочу представить и вспомнить ряд понравившихся икон...

Орёл. Икона Преображение господне

Преображение Господне (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви. Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна.

Преображение Господне — один из самых ярких новозаветных сюжетов в церковной и светской живописи. Иконографическая традиция изображать по обе стороны Иисуса двух ветхозаветных пророков Моисея и Илию, а ниже ― апостолов Петра, Иоанна и Иакова появилась в VI веке. Мозаика в конхе апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, в Равенне, сохранила следы влияния эллинистического аллегоризма. Христа здесь прообразует расположенный в центре композиции крест, рука ― эмблема Бога Отца, в верхней части композиции, отсылает к строкам евангельского текста о голосе Бога Отца, свидетельствующего об Иисусе (Мф. 17:5). Учеников, свидетелей Преображения: Иакова, Иоанна и Петра прообразуют три белых ягнёнка, смотрящие на крест. А двенадцать агнцев внизу композиции напоминают о двенадцати апостолах. К первой половине VI века относится мозаика в конхе апсиды базилики Преображения Господня монастыря Святой Екатерины, содержащая реалистичные изображения Христа и апостолов. Свидетелям чуда Преображения, Петру, Иакову и Иоанну, в византийских и западных памятниках VI—XII веков усвоены более или менее определённые положения, оттеняющие особенности личных характеров каждого из трёх апостолов.

C XIII―XIV столетий фигуры учеников начинают изображать более эмоционально. На византийских иконах этого времени всю композицию пронизывает движение, динамизм. Ослеплённые Божественным светом апостолы изображаются в резких ракурсах, а иногда даже вниз головами. Этот иконографический тип распространяется, как указание на нетварность света Преображения в ответ на споры о Фаворском свете. Такое расположение фигур закрепилось в каноническом представлении сюжета и было воспринято русскими мастерами. На иконе Преображения Спасо-Преображенский собора Переславля Залесского, в мандорлу вписана пятиконечная звезда, которая образно передает «облако света», указывающее на трансцендентный Источник божественных энергий.

Перенесенная на Запад, византийская схема долго оставалась основным источником вдохновения для западных художников и образцом для подражания (Дуччо ди Буонинсенья и др.). Потребность реалистического изображения действительности приводила мастеров западноевропейского Возрождения к отказу от символического изображения пейзажа. Так на картинах Джованни Беллини, гора Преображения превращается в небольшой, поросший травой холм среди мирной долины.

Человеческая реакция на чудо, на открывшуюся избранным Тайну, становится для художников Возрождения главным содержанием Преображения Господня. На полотне Рафаэля Санти, написанном для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне, над которым художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году, не только апостолы потрясены происходящим и ослеплены ярким светом, но также участниками и свидетелями чуда становятся изображённые в нижней части полотна участники сцены исцеления бесноватого отрока. Это «первое монументальное изображение Преображения Христа, полностью свободное от традиционного иконографического контекста», на многие годы стало источником вдохновения для мастеров позднего возрождения и барокко. Стремительным движением, огромной энергией пронизан образ Преображения на полотнах Тициана и Рубенса.

В русском церковном искусстве отход от византийского канона под влиянием западноевропейской живописи отмечается с середины XVII века. В XVIII веке постепенно проявились и закрепились на долгое время влияния стиля барокко, рококо и классицизма. В XIX веке в церковном искусстве нарастает переход от традиционных иконописных приемов к академическому стилю, над росписями и мозаиками в храмах работают профессиональные художники. Самой известной работой на сюжет Преображения стала написанная в 1807 году в академической традиции картина А. И. Иванова.

Большинство иконописцев конца XX века ― начала XXI века, как правило, используют классическую традицию иконописцев «рублевской эпохи» (XV век) или на более древние византийские образцы.


Орёл. Икона Преображение господне

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Идея посылать голодных военных на осуществление карательный операций не посещала даже нацистов. В этом плане украинская хунта бьет все рекорды по идиотизму. PS. Продолжаем эксперименты с видеоформатом. Наша пресс-аташе Катя Корниенко о ситуации на Юго-Востоке. Нормальный микрофон ...
Давайте на секундочку забудем о политике и попробуем рассмотреть позицию Макаревича с точки зрения пиар акции. Существует три позиции: 1. Публично поддержать власть России в вопросе по Крыму 2. Публично поддержать позицию новой власти Украины 3. Нейтральная позиция - Отсидеться и молчать ...
И еще чисто косвенные, но конкретные данные о том, какой "энергетической дискриминации" подвергают сейчас Европу уже не только США и РФ, но и... Саудовская Аравия ...
В 1969 году я впервые посетил Нижний Тагил во время летних ознакомительных поездок с химическими предприятиями в Свердловской области. Побывали мы и на коксохимическом производстве металлургическго завода. ...
Активисты движения "Синие ведерки" планировали провести акцию, несмотря на предупреждения полиции. Стражи порядка заявили, что участники автопробега будут задержаны, а сама акция пресечена. В итоге милиция сначала блокировала автомобили ...