Орёл. Портрет великого князя Павла Петровича
zhivopis_vl — 05.11.2023У нас в Орловском музее изобразительных искусств действует постоянная экспозиция, в которой представлены уже ставшие историческими картины и портреты.
Хочу представить и вспомнить ряд понравившихся картин...
Антропов(?) А.П. 1716 – 1795. Портрет великого князя Павла Петровича (1754 -1801) в детстве с ружьем. Начало 1760-х. Масло, холст
Портрет написан в середине XVIII века неизвестным художником,
предположительно Алексеем Петровичем Антроповым.
Будущий император Павел I в детстве воспитывался вместе с князем
Алексеем Борисовичем Куракиным, которому эта картина была передана
впоследствии. Она являлась гордостью его собрания и два раза
предоставлялась его потомками на масштабные выставки, проходившие в
1869 и 1905 годах в Петербурге.
Портрет привлекателен забавной серьезностью одетого в мундир
мальчика семи – восьми лет, красочно и жизнерадостно запечатленного
художником. Павел Петрович представлен в форме сержанта
гренадерской роты лейб-гвардии Измайловского полка, одного из самых
привилегированных в русской армии. На нем темно-зеленый кафтан с
золотым галуном по вороту и обшлагам, красный камзол с золочеными
пуговицами.
Через плечи перекинуты широкие перевязи к патронной сумке и
походному снаряжению. У пояса – сабля, в правой руке – ружье. На
голове – парик с косичкой, завязанной бантом, и гренадерская шапка
с пышным плюмажем из страусовых перьев. На ногах белые гетры с
золочеными пуговицами и черные штиблеты.
После создания Петром I регулярной армии и флота, сыновей дворян с
малолетства «записывали в службу», и к совершеннолетию они уже
имели офицерские звания. С трех лет так же воспитывался и великий
князь Павел Петрович, с детства пристрастившийся к военным играм,
оружию, форме.
В ранние годы, по словам современников, он был романтически
настроенным мальчиком с добрым и открытым характером и, пожалуй,
наш портрет подтверждает это.
Имя его создателя неизвестно. Вероятно, это был русский художник,
соединивший в своей манере приемы старинного русского письма ХVII
века и европейской живописи. От иконы и парсуны идет понимание
колористического построения картины с большими яркими локальными
цветовыми пятнами темно-зеленого, белого, голубого и киновари,
некоторая жесткость контуров, неподвижность торжественно стоящей
фигуры, написанной с нарушениями анатомии, и тщательная проработка
деталей.
Попытка объемной передачи форм, построения перспективы, динамичный
разворот фигуры в три четверти влево и жест правой руки с
отставленным ружьем, а также, данный в сложной разработке цветовых
тонов пейзажный фон, выдают заимствования у иностранцев.