Орёл. Портрет Михаила Григорьевича Собакина

У нас в Орловском музее изобразительных искусств действует постоянная экспозиция, в которой представлены уже ставшие историческими картины и портреты.
Хочу представить и вспомнить ряд понравившихся картин...

Неизвестный художник II-ой четверти XVIII века. Портрет Михаила Григорьевича Собакина (1720 – 1773). 1748. Масло, холст

Портрет, исполненный в 1748 году неизвестным западноевропейским
художником. Некогда он находился в фамильном собрании князей
Куракиных.
Его можно назвать парадным или репрезентативным. «Репрезентативный»
– в переводе с французского означает «показательный». Такой тип
портрета не только передавал внешнее сходство, но и возвеличивал
модель, демонстрировал ее высокое сословное положение, давал
представление о роде ее деятельности, имеющихся наградах. При этом
индивидуальная характеристика личности, отодвигалась на задний
план. Художник изображал ее «блестящий фасад», не допуская во
внутренние покои.
Собакин был одним из образованнейших людей своего времени. Окончив
Шляхетский сухопутный корпус, он недолго служил в армии, и видимо,
из-за ранения в левый глаз, был определен «по знанию им
чужестранных языков» в Коллегию иностранных дел. В ней он прослужил
до конца жизни, получил звание действительного статского советника.
Затем был назначен московским сенатором и произведён в тайные
советники. Михаил Григорьевич обладал и литературным даром: писал
стихи.
Он изображен в возрасте двадцати восьми лет, вскоре после
назначения в советники канцелярии Коллегии «с всемилостивейшим
жалованием по тысяче рублёв в год».
Галантная поза, грациозный жест левой руки, любезная полуулыбка,
прическа, костюм, различные атрибуты – свидетельствуют о его
высоком сане, роде занятий и увлечений. Собакин одет в роскошный
темно-оливковый бархатный кафтан, обильно украшенный золотым шитьем
по бортам и широким обшлагам, белую рубашку с тонкими кружевными
манжетами и металлическую кирасу поверх камзола.
Лицо обрамляет серебристый парик. Рядом с ним, на столике, –
географическая карта Европы, письмо с сургучной печатью и книга;
сзади на полке – ряд книг и едва ли не обязательная в парадных
портретах этого времени драпировка в виде занавеса.
Автор портрета, свободно владеет композицией и колоритом, умело
передает фактуру различных предметов. Его мастерская гладкая манера
живописи заметно отличается от той, в которой написаны вышитая
серебряная звезда, алая муаровая орденская лента святой Анны и
малиновая мантия, перекинутая через правое плечо модели. Эти детали
были дописаны спустя двадцать лет после создания портрета, в связи
с награждением Собакина, и выполнены другим, менее искусным
художником.
Заметим, что начиная с петровской эпохи, в Россию приезжало немало
иностранных мастеров, большей частью выполнявших придворные заказы
и обучавших молодых художников. Особая потребность в них
наблюдалась до появления Российской Академии художеств, начавшей
готовить собственные кадры.
В живописи XVIII столетия парадный портрет занимал главенствующее
положение. Он включал и детские изображения, которых, разумеется,
было намного меньше.


