Опра Уинфри и ее самый известный в мире книжный клуб
bookmatejournal — 14.12.2020Книжные клубы знаменитостей уже давно превратились в тренд, но самым успешным примером в истории был и остается клуб Опры Уинфри — одной из богатейших женщин мира, успешной телеведущей и бизнесвумен. Рассказываем, как ей удалось заинтересовать чтением миллионы людей по всей Америке, по каким принципам она выбирала книги для своего шоу и почему ее передача приводила к громким скандалам.
«Шоу Опры Уинфри»
Сначала книжный клуб был рубрикой в телевизионном «Шоу Опры Уинфри», впервые появившейся в 1996 году и выходившей несколько раз в год на протяжении почти 15 лет. Чаще всего Уинфри рассказывала о книге и приглашала в студию автора и других гостей для беседы, и со временем этот сегмент ее передачи стал одним из самых популярных — многие зрители признавались, что начали смотреть ее только ради рубрики о книгах.
По мнению критиков, Опре удалось заставить читать принципиально нечитающую аудиторию — любителей ток-шоу. Как это произошло? В конце концов, список книг, обсуждавшихся в клубе, не самое легкое чтение. Первая причина — это, конечно, личность самой Опры. Для многих американцев телеведущая за годы своей карьеры стала практически членом семьи, и к ее рекомендациям относятся крайне серьезно. Культурным феноменом стало понятие «эффект Опры»: все, что Уинфри советует в своем шоу, становится хитом продаж, а приглашаемые ей эксперты превращаются в звезд.
Во-вторых, Опра смогла занять выигрышную позицию посредника между миром литературы и среднестатистическим телезрителем. В беседах с авторами, издателями и другими людьми из литературной среды Уинфри задавала те вопросы, которые задал бы им условный «простой человек». По словам обозревательницы сайта Mother Jones Джамилы Кинг, величайший дар Опры — «ее умение показать обыкновенное в необыкновенных людях». Например, для нобелевской лауреатки Тони Моррисонключом к сердцам простых телезрителей стал рассказ Опры о том, как Моррисон, работающая мать-одиночка, смогла опубликовать первый роман в 39 лет.
Наконец, у Уинфри действительно хороший литературный вкус, и она тратит время на поиски качественного чтения вместо того, чтобы обсуждать уже и без того хитовые книги. Это в целом характеризует ее подход к отбору материала для своих шоу — несмотря на то что за годы его существования случались скандалы с сомнительными экспертами или недостоверной информацией, Опра никогда не стеснялась признать свои ошибки и при необходимости отозвать свои советы. В рамках борьбы за качество контента, например, в 2002 году Уинфри на год приостановила книжный клуб — по ее словам, с ее плотным графиком тяжело было ежемесячно находить, внимательно читать и подробно обсуждать хорошую современную книгу. Рубрика снова стала выходить в 2003-м, но уже реже — раз в три-четыре месяца. Поменялось и содержание: в списки стала попадать не только свежайшая, но и проверенная временем литература: «Повесть о двух городах» и «Большие надежды» Чарльза Диккенса, «Анна Каренина» Толстого, романы Уильяма Фолкнера и Джона Стейнбека.
В 2012-м Опра анонсировала «Книжный клуб 2.0» в новом формате — с активным использованием социальных сетей. По мнению критиков, изначально было неясно, сохранится ли «эффект Опры» в цифровом пространстве — все же ее аудитория по большей части находилась у экранов телевизоров, а не в интернете. Сомнения эти оказались напрасными: книги, выбранные в новой версии клуба, моментально стали попадать в списки бестселлеров. Наконец, последняя на данный момент версия клуба — многосерийный проект «Книжный клуб Опры», выходящий на Apple TV+ с 2019 года.
Часть литературного сообщества восприняла успех клуба Опры с энтузиазмом: что может быть плохого в том, что больше людей возьмут в руки хорошие книги? Другая часть вполне предсказуемо отреагировала со снисхождением: славно, конечно, что люди читают, но разве это серьезные дискуссии? Разве это может кого-то заставить думать? Впрочем, с маркетинговой точки зрения в успехе проекта сомневаться было глупо: «выбор Опры» превратился в бренд. Клуб не только обеспечивал книгам читательский интерес, но и привлекал внимание кинопродюсеров — у подавляющего большинства книг, обсуждавшихся в клубе, вскоре появлялись кино- или ТВ-адаптации. Так по какому принципу происходит тот самый «выбор Опры»?
Афроамериканские авторы
Несомненно, одной из главных целей Уинфри была и остается популяризация творчества афроамериканских авторов — сайт Mother Jones, например, отмечает, что за все время существования книжный список клуба составил 81 наименование, и из этих книг 30 принадлежат чернокожим писателям. Кроме упомянутой выше Тони Моррисон (она, кстати, рекордсменка по количеству текстов в списке — их туда попало целых четыре), клуб обсуждал книги легендарной писательницы и поэтессы Майи Анджелу и мемуары бывшей первой леди Мишель Обамы. Не так давно стала бестселлером, например, «Подземная железная дорога» Колсона Уайтхеда — полуфантастическая история о движении сопротивления против рабства в XIX веке. Уайтхед разворачивает метафору «железной дороги» (так фигурально называли систему коммуникации, позволявшую афроамериканцам перебираться на север, где они могли жить свободно от рабовладельцев) и создает настоящую, материальную железную дорогу.
Феминизм
В списках Уинфри традиционно много писательниц и книг с феминистическими темами. Например, «Дикая» Шерил Стрэйд — автобиографическая история об одиночном путешествии по Америке. Права на экранизацию выкупила Риз Уизерспун и в 2014 году сама сыграла главную роль в фильме. Другой пример клубного романа с последующей звездной экранизацией — «Белый олеандр» Джанет Фитч, рассказывающий о трудных отношениях девочки-подростка и ее эгоистичной матери-художницы, отбывающей тюремный срок за убийство неверного любовника. А в прошлом году одним из выборов клуба стал сборник рассказов Элизабет Страут «И снова Оливия», продолжение ее бестселлера «Оливия Киттеридж». Героиня из заглавия — упрямая и проницательная школьная учительница с нетривиальным взглядом на мир.
Расширение границ
Клуб Опры сыграл большую роль в популяризации переводной литературы. В 1999 году в рубрике обсуждался роман Бернхарда Шлинка «Чтец» об отношениях немецкого подростка и бывшей сотрудницы концлагеря. Как и многие другие хиты из списка Уинфри, книга не только стала бестселлером, но и была экранизирована — за роль Ханны Шнайдер Кейт Уинслет получила «Оскар». Попадание в список клуба книг Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» и «Любовь во время холеры» принесло популярность не только самому классику латиноамериканской литературы, но и его переводчице. То же самое произошло, когда в клубе решили в первый и единственный раз обсудить русскоязычный роман, «Анну Каренину» Льва Толстого — на следующий день новый перевод был дозаказан дополнительным тиражом в 800 тысяч экземпляров.
О вкладе Опры в популярность книги об интерсексах и «выборе шлака» в свой список — в продолжении на Bookmate Journal
|
</> |