Ким Кардашьян, забота о крокодилах и сексизм. Три книги о моде
bookmatejournal — 24.11.2020Интернет, глобализация и осознанное потребление сделали моду более демократичной и независимой от больших брендов. Вот три исследования моды, которые рассказывают о месте одежды и причесок в широком культурном контексте и о том, почему модная индустрия никогда уже не будет прежней.
«Территории моды»
Профессор факультета социальных наук Луиза Крю в своей книге «Территории моды» рассматривает современную моду через призму различных пространств: от физических (реальных архитектурных объектов, магазинов, фабрик и даже целых стран) до виртуальных (интернет-магазинов и блогов). По мнению исследовательницы, для конечного потребителя связь между одеждой и пространствами, где она продается, хранится и производится, может быть совершенно неочевидной. Но связь эта важна и с эстетической, и с маркетинговой, и даже с легальной и этической точек зрения. Например, где-то умирают сотрудники, работающие за копейки, а где-то из соображений целостности бренда уничтожают нераспроданные сумки баснословной стоимости. И это не говоря о том, что для производства этих сумок жестоко убивают животных — на ферме, с которой у дома Hermès заключен эксклюзивный контракт на крокодиловую кожу, в трехлетнем возрасте убивают крокодилов, живущих в диких условиях до 90 лет. В свою очередь, для транспортировки кожи питона используются нелегальные международные схемы, на которые власти и перекупщики попросту закрывают глаза.
Крю полагает, что именно аморальность и/или нелегальность многих практик, лежащих в основе моды как индустрии, приведет к ее кризису и трансформации — чем больше покупателей об этом узнают, тем более сознательным станет их поведение и тем меньше они будут поддерживать неэтичные бренды. Поэтому, по мнению исследовательницы, рано или поздно произойдет переход к концепции медленной моды как противоположности быстрой одежды, производимой масс-маркетом.
Одежда здесь приобретает ценность благодаря тому, что мы сами в нее вкладываем, благодаря нашим отношениям с ней, нашим воспоминаниям, благодаря собственной истории и местам, где она появилась на свет. Мода не должна быть быстрой, дешевой и доступной; ее будущее станет надежнее, если мы купим меньше вещей, но зато они будут качественнее, будут жить дольше; это будут вещи, которые мы будем обожать, лелеять, носить в течение многих лет, а хранить и того дольше.
Еще одна ключевая причина трансформации модной индустрии — ее существование онлайн. Книга была написана до пандемии, но, пожалуй, уже сейчас видно, что выводы Крю во многом правильны: переход модных домов и магазинов в цифровое пространство значительно ускорился. Кроме того, социальные сети позволили обычным пользователям и блогерам заработать экспертность в среде, где ранее это было позволено только избранным.
«Конец моды»
Тематически сборник «Конец моды» во многом перекликается с книгой Луизы Крю, поскольку тоже сосредоточен на том, как мода выживает и трансформируется сегодня. По мнению составителей сборника, «конец моды» — не алармистское высказывание, а, скорее, как «смерть автора», сигнализирует о наступлении эпохи перемен, а не о полном исчезновении модной индустрии.
Но главные претензии к современной моде и здесь морально-этические. С одной стороны, чрезмерное увлечение модой традиционно трактуется как признак эгоизма и тщеславия. С другой стороны, мода как индустрия ассоциируется с уродливыми практиками капитализма, расизмом и сексизмом. Люди больше не склонны тратить на одежду большие деньги, а дизайнеры больше не создают коллекции, популярные по всему миру. Как считает Валери Стил, «смерть моды» в ее традиционном смысле во многом произошла из-за интернета и глобализации, когда подиумные модели стало можно моментально копировать и штамповать. Пытаясь бороться с этим, модные дома участили выпуск новых коллекций, что быстро привело к выгоранию среди дизайнеров. С другой стороны, Патриция Калефато отмечает, что одним из ключевых изменений в нашем отношении к моде стал переход к универсальности и многослойности, обусловленный как климатическими изменениями, так и практическими соображениями.
…В очень широком смысле одежда — это еще и помогающая сохранить жизнь «капсула». Вот почему привычку к многослойной одежде можно рассматривать в теоретическом аспекте. Униформы, которые мы носим — буквально и метафорически, — ограничивают нас и загоняют в рамки стереотипов. Наоборот, когда мы надеваем много вещей, получая возможность одеться или раздеться в зависимости от изменений погоды, то в этом выражается гибкость, благоразумное умение приспосабливаться, стремление принять любые обстоятельства, никогда не капризничая.
По этой причине, например, утрачивают актуальность привычные для домов моды и покупателей сезонные коллекции — теперь абсолютно нормально сочетать зимнее пальто с летними кедами, а не формировать сезонный лук. То же самое можно сказать и о коллекциях от-кутюр: эксклюзивность сама по себе перестает быть сверхценной. Это происходит и из-за ориентира на практичность, и из-за огромной индустрии контрафактной продукции и фейков, и из-за упомянутых выше этических и легальных проблем, которые отталкивают новое поколение потребителей.
Обсуждается в сборнике и вопрос изменившейся экспертности, который уже упоминался в обзоре книги Луизы Крю — здесь предлагается обратить внимание не только на роль обыкновенных пользователей соцсетей в формировании модных трендов, но и на культ знаменитостей. Для того чтобы стать инфлюенсером, больше необязательно быть актером или музыкантом: у многих популярных пользователей Instagram подписчиков во много раз больше, чем у голливудских звезд, раньше справедливо считавшихся главными трендсеттерами. По мнению авторов, сломать барьер между высокой модой и обыкновенными пользователями интернета помогла Ким Кардашьян. Сколько бы модельеры ни смотрели на нее свысока, ее огромное количество подписчиков и талант к самопродвижению позволили рассматривать ее как ценную маркетинговую партнершу, способную влиять на мнение огромного количества людей.
О революционных коротких стрижках, из-за которых девушек брили наголо, читайте в продолжении материала на Bookmate Journal
Послушайте! Или — если хотите —
читайте. Без ограничений. 6 месяцев за 2020₽
|
</> |