Оппенгеймер - Крис, это провал


История жизни американского физика-теоретика Роберта Оппенгеймера, который во времена Второй мировой войны руководил Манхэттенским проектом — секретными разработками ядерного оружия.
Кристофер Нолан — удивительный режиссер. Каждый его фильм ждут с нетерпением. Многие его объявляют гением. Он великолепно умеет удивлять и поражать публику чем-то новым и необычным. Но при этом как постановщик Кристофер Нолан до жути однообразен. Люди любят авторские фильмы Нолана (студийные комиксы про Бэтмена немного другая история, он там не единоличный автор) за конкретные ходы, приемы и визуальные образы. Точнее, за один прием — красиво показанный фокус, основанный на одной идее: потеря памяти, проникновение в сны, игры со временем на войне, путешествия во времени в космосе и на земле. Накинуть сверху какой-то строго выдержанной идеи еще и заигрывания с таймлайном, и получится почти любой фильм Нолана.
Он, безусловно выдающийся мастер показывать и раскручивать по полной такие фокусы. Проблема в том, что Нолану сам фокус интереснее всего остального в кино — сложной драмы, сюжета, прописанных персонажей, хороших диалогов и даже элементарной логики. Всё должно идти лишь на пользу фокусу. И да, почти всегда этот фокус красив и эффектен, что позволяет отвлекать внимание от постоянных негативных фишек Нолана: натужного пафоса, умничанья и интерсничанья на пустом месте, отсутствия внятной драмы и логики, картонных, абсолютно неживых, персонажей и дубовых диалогов. Красивый фокус прощает всё.
Но «Оппенгеймер» — это классический байопик, драма посвящённая создателю американской ядерной бомбы. Какой тут может быть фокус? Никакого. И как же справился Нолан с фильмом, не имея возможности применить в нём свои любимые инструменты?
Хотя один из излюбленных приёмов — игру со временем и таймлайном — Нолан всё-таки сохранил. Действие разворачивается сразу в трёх перемежающихся временах: первое — допрос Оппенгеймера спецкомиссией в разгар маккартизама, когда его активно травили власти, за критику разработки водородной бомбы и юношеские связи с коммунистами (хотя нам даже не показали и ничего не рассказали про коммунистов и вообще за что его допрашивали). Второе время — собственно жизнь учёного Роберта Оппенгеймера (Киллиан Мерфи) и его работа над Манхэттенским проектом. О них и задают вопросы на дознании (ход банальный, но рабочий). Третье время уже конец 1950-х, и там тоже проходит своеобразное дознание. Только это специальное интервью перед сенатом бывшего руководителя комиссии по атомной энергии США Льюиса Штраусса (Роберт Дауни-младший) претендующего на должность министра торговли. Назначение ему портит всплывший на слушаниях факт, что именно Штраусс за несколько лет до этого устроил компанию по дискредитации и обструкции Оппенгеймера.
За исключением этой фишки с постоянными флешбэками, «Оппенгеймер» — это стандартный фильм-жизнеописание выдающегося человека и история его изобретения, а также последствий этого самого изобретения. В данном случае изобретение — это ядерная бомба. Последствия — смерть десятков тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки, ну и полноценный ядерный холокост в перспективе.
К сожалению, излишняя затянутость, абсолютно не нужные сцены с его кучей баб, отсутствие как таковой науки в самом фильме про выдающегося ученого, все это лично для меня провал. Мне не интересно, кто и с кем там спал и флиртовал, мне интересен научный подход, политические интриги, ведь этот фильм про это, разве нет?
Огромнейший плюс фильма - это его каст и потрясающая игра Мёрфи, но как по мне лучше всего в этом фильме сыграл Роберт Дауни Мл.просто блеск, настоящий мастер, но даже их игра тупо тонет в других типичных фишках Нолана, а именно натужный пафос, умничанье и интересничанье на пустом месте, отсутствие внятной драмы, картонные, совершенно неживые персонажи и невероятно дубовые диалоги.
Никого, кроме Оппенгеймера, в фильме так отчетливо не раскрывают. Все остальные персонажи, будь то великие физики, важные чиновники и генералы, и даже жены и любовницы главного героя, — лишь плоские фигурки рядом с ним. А фигурок так много, что со временем перестаешь ориентироваться, кто есть кто. Вот тот милый дядечка вроде Нильс Бор (Кеннет Брана), мимо пробегал, кажется, Вернер Гейзенберг (Маттиас Швайгхефер), а там, в углу вроде как Энрико Ферми (Дэнни Деферрари) и Лео Сцилард (Мате Хауман). Смирный дедушка в шапочке, должно быть, Эйнштейн (Том Конти). А вот еще крайне опасный руководитель службы безопасности Манхэттенского проекта Борис Паш (Кейси Аффлек). Нам долго будут говорить, какой он страшный, этот Паш, но он сразу пропадет из повествования, не сыграв в нем никакой роли. Как и большинство мелькающих тут и там персонажей.
Почти все три часа фильма состоят из лениво снятых восьмёркой совершенно нежизненных, переполненных экспозицией корявых диалогов, которые ведут между собой одномерные, не запоминающиеся персонажи.
В итоге, из-за того, что Кристофер Нолан почему-то решил выступить в жанре, где его главные фокусы не работают, «Оппенгеймер» воспринимается очень тяжёлым, нудным и душным произведением. Фирменный нолановский пафос только усиливает это тягостное впечатление. Кажется, непреднамеренный вес, которым это кино давит на зрителя, тоже можно измерять килотоннами. На 21 килотонну вполне потянет. Я бы такое не вынес сидя в зале кинотеатра, хорошо, что делал я это дома, с возможностью ставить на паузу, чтобы немного передохнуть от подъема таких тяжестей и выйти покурить.
Я очень люблю Нолана, но этот фильм ИМХО провал, хоть ему уже и надавали, и надают кучу наград, тьфу.
Моя оценка: 2,5 балла из 5.
|
</> |