Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,

топ 100 блогов diana_mihailova30.09.2019 Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,
Взято у колеги kloch4

СТРАДАЛЬЦЫ


Эпиграф
Эта статья первоначально задумывалась как посвящённая всем постсоветским перипетиям Ми-24. Но из-за обилия материала пришлось разделиться на две части. Вторая, по российским делам, выйдет отдельным опусом.


В прошедшие 90-е годы много кто вдруг захотел приложить руку к «модернизации» вертолётов Ми-24. Советского Союза не стало, новые хозяева боевых коней посчитали себя свободными от обязательств перед разработчиками и изготовителями винтокрылых бойцов.

Нужно сказать, что и при СССР армейские «крокодилы» не проходили серьёзных модернизаций, в войсках просто происходила смена поколений:
Ми-24Д – Ми-24В – Ми-24П – Ми-24ВП. Фактический останов серийного производства в 1989-90 году прервал эту идиллическую картину.
Далее события развивались несколькими параллельными течениями.


Начнём с полного неудачника, коей оказалась фирма BAE Systems. Вместе со всеми другими она вдруг узнала, сколько Ми-24 оказалось раскидано по всему миру и захотела подзаработать. Для этого в 2001 году на авиационную выставку в Фарнборо была привезена отпиленная кабина вертолёта с дизайнерскими изысками:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Всё было сделано примитивно, но красиво:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Разумеется, никто на эту клюкву не клюнул. Тогда, по прошествии трёх лет была сделана вторая попытка – на этот раз был взят целый вертолёт Ми-24Д (з/н 3532464505029):

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


К нему приколхозили «шарик» оптико-электронного обзорного блока:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Однако, так ничего и не срослось, экспонат вернули к прежнему виду и поместили в "Midland Air Museum":

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Следующими на тропу фиаско вышли французы из «Sagem». Первый блин тут же вышел комом – связались они с узбекскими феодалами и в 2001 году на выставку в Ле Бурже прикатили очень красиво допиленный Ми-24П (з/н 3532432622945):

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Дальнейшая же судьба проекта широкой публике неизвестна. Сам вертолёт как в воду канул.

Второй раз лягушатники наступили на те же грабли, но уже с укропами. На авиаремонтном заводе в городе Конотоп успели запилить два борта с новомодными «шариками».

з/н 3532434016145:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


з/н 3532433826283:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Программа была многообещающая – ночное видение, заграничные оптика и электроника, привязка к новому противотанковому комплексу:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Однако, всё закончилось битьём горшков, машины в «кастрированном» виде вернулись в бандеровскую армию:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Много обещаний было от фирм из Израиля. По такому случаю на чёрном рынке куплен вертолёт Ми-24В (з/н 3532422014792). Интересно, что этот номер раскопали в документах ТЭЧ калининградского 288-го полка. Правда, это не говорит ни о чём – машина после заводского ремонта могла оказаться где угодно.


На выставку в 2001 году борт привезли уже с доработками, программу назвали громко – «Миссия-24»:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Даже повесили на пилон противотанковые ракеты «Spike» фирмы «Rafael»:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Правда, это какой-то ранний слабомощный вариант, они же на бразильском хеликоптере:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Можно сравнить размеры с родными «Штурм-В»:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Конечно, никакой интеграции этого управляемого противотанкового вооружения в системы советского Ми-24 они не смогли.

Сейчас уже перешли на другую, более мощную конструкцию под названием «Spike-ER », которая интегрируется во множество вертолётов, акромя Ми-24.

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Нужно, конечно, уточнить, что эти пресловутые «Спайки» достаточно тихоходные (скорость полёта всего 130-180 м/с), что ставит их вне конкуренции с советскими «Штурмами», а тем более с российскими «Атаками» и «Вихрями».

Об этом хорошо знали индусы – они заказали на свои Ми-24 израильскую оптику, от ракет благоразумно отказавшись:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Всего говорят про 25 модернизированных машин, что совсем не оправдало ожидания евреев – пиар стоил много больших денег.

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Сам же вертолёт-образец со временем оказался на задворках какого-то авиамузея:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Чуть позднее такую же лабуду удалось впарить на вертолёты в Македонии:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Пишут про шесть доработанных вертолётов, однако с 2011 года все македонские Ми-24 стоят под забором.

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Последним известным случаем израильских доработок Ми-24 стала конструкция фирмы «Controp», эти два вертолёта из Сенегала:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Этот Ми-24П из Мьянмы:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Сори за качество фото – вытащил, что смог из обложки журнала:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Фактически на вертолёты просто повесили оптико-электронные обзорные блоки, применяемые на БПЛА, без какой либо интеграции с боевыми системами:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Наибольших успехов на перепильном поприще, однако, добилась южноафриканская фирма «АТЕ». Первым под нож попал бывший болгарский вертолёт:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Однако, нищие балканцы так ничего и не смогли, продолжения истории не было.

Более удачно сложилось в Алжире. Донорами стали бывшие укропские Ми-24В:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


В качестве противотанкового вооружения применена южноафриканская управляемая ракетная система «ZT3 INGWE»:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Недостатки всё те же – дозвуковая скорость полёта и только кумулятивный боеприпас.

Сколько машин запилили точной информации у меня нет. В педивикии пишут про 34 единицы, порывшись в коллекции нашёл 15 бортовых номеров. Хотя, честно сказать, целенаправленно их не собирал.

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Пару вертолётов допиливали в Конотопе ещё в 2015 году:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Вторым счастливым обладателем этого чуда техники стал Азербайджан. И на этот раз донорами стали бывшие укропские вертолёты, только другой модификации – Ми-24Р(ХР):

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Камрад Милитаризм всё довольно подробно изучил и вычислил число бортов – всего 7 единиц.
Так же он пришёл к выводу, что «конфетки» не получилось – в настоящее время перепилы выведены из эксплуатации.

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция, militarizm
Я на днях немного обновил статью по азербайджанским Ми-24G - там 8 штук было перепилено точно, а скорее всего все-таки все 10. http://militarizm.su/vojna-v-karabahe/boevye-vertolety-mi-24-i-mi-35-azerbajdzhana.html
Сейчас четыре полуразобранных Ми-24G стоят в ангаре - добавил скрины со свежего видео.

Edited at 2019-06-28 22:04 (local)

Нужно сказать пару слов и о ракетном вооружении. На этот раз применён укропский ПТРК «Барьер-В»

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


И недостатки всё те же – низкая скорость и только противотанковая ракета.

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Подводя промежуточный итог нужно отметить:

1. Для всех рассмотренных вариантов проблемной позицией оказалось ракетное вооружение. Разработанный 40 лет назад «Штурм» до сих пор остаётся вне конкуренции – скорость полёта 400 м/с, наличие боеприпаса объёмно-детонирующего воздействия, интеграция не только с Ми-24В/П/ВП, но и с современными Ми-35/Ми-28.
Если же учесть, что на модернизированных Ми-24 применяется новая ракета «Атака», имеющая скорость 500 м/с, а вертолёт Ка-52 пуляет «Вихрями» с скоростью 600 м/с, то понятно, что почему Азербайджан начал массово закупать Ми-35М, а Алжир – Ми-28.

2. Несуразно выглядят южноафриканские варианты и с точки зрения пушечного вооружения. Фирма не смогла интегрировать своё орудие в штатные отсеки вертолёта, вместо этого соорудив какую-то чудовищную конструкцию. Тем самым практически лишив лётчика-оператора обзора, сильно утяжелив машину и ухудшив аэродинамические характеристики планера. Словом, одни минусы.

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Время не стоит на месте. Вопросами модернизации вертолётов занимаются не только кичливые фирмы, кое-кто это делает без особой огласки. Про одну такую историю из африканской страны Экваториальная Гвинея уже был разговор :

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


На этот раз в поле зрения попала другая страна чёрного континента – Судан. Там тоже решили не пасти задних и запилили своё видение проблемы. На фото Ми-24В в процессе обработки напильниками:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Этот Ми-24П уже почти готов:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Кандидат ожидает своей очереди:

Опыт модернизации советских ударных вертолетов Ми-24: Великобритания, Франция,


Что за люди этим занимаются – загадка. Очевидно, что они не любят излишней шумихи вокруг своего бизнеса.


Post Scriptum

Комментарий к статье на ЛА от пользователя Алексей Никольский:

"Тов.Kloch4 по поводу модернизаций Ми-24. Вы кажется в этой ветке ставили ссылку на обзор иностранных поделок в этой области, но давно уехало куда-то вниз. Много лет назад повезло пообщаться с Евгением Всеволодовичем Яблонским, замгенконструктора МВЗ им.Миля. Жалею, что тогда не понимал, насколько это выдающийся человек, сейчас спросил бы гораздо больше. По его словам, от узбекской модернизации Ми-24 SAGEMом отказались сами узбекские военные после испытаний. Как он сказал, когда надо оценить какую-то технику, надо спрашивать мнение о ней полковников (а не генералов или лейтенантов), так вот узбекские полковники оценили этот прожект негативно. ЮАРовский Ми-24 для Алжира и Азербайджана назвал нежизнеспособным монстром. При этом израильскую ракету Spike оценил очень высоко, сказал, что борт под нее не надо модернизировать практически вообще. Но жлобская фирма Elbit запретила болгарам, которым она пыталась продать модернизацию Ми-24 со Спайком, давать Милю даже данные о напряжении, которое надо подавать на борт ракеты (она только в этом отношении не автономна от борта вертолета), поэтому милевцы проект не авторизовали и он накрылся."

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Интересное мнение по поводу " Любим и ждем ". То есть, насчет Ленина как раз скушно, - замахался уже объяснять, почему Владимир Ильич аж три раза не еврей , - и непонятно, причем тут Фидель (в самом деле, величайший среди живых, последний из титанов ХХ века), но вот что до " лучше ...
Хороший сегодня день получился ) Очень давно, еще до рождения Кирилла, я обещала сама себе, что если у меня таки когда-нибудь будет ребенок, я познакомлю его со всеми людьми, которые так или иначе были причастны к его рождению. И вот сегодня, наконец-то, произошла первая подобная встреча ...
В кои-то веки вяжу то, что запланировано, одно за другим. Подхожу к давно лелеемой ...
У нас.  Вчера пришла очередная бригада «надсмотрщиков за солнечными панелями», я так называю бесчисленные тут орды рвачей и жуликов, которые опахивают в основном доверчивых пенсионеров, имеющих  оные панели на крыше и поэтому легко вычисляемых. В период локдаунов, застоя и ...
Сегодня день рождения легендарного и, пожалуй, самого известного и титулованного фотографа всех времён, удостоенного наибольшего количества наград в области фотографии, мастера, умевшего создать удивительные и трогательные зарисовки из самых неожиданных моментов повседневности, Педро ...