опера "орландо" (ещё не послушала, но это же не повод не писать "рецензию" ?!)
jalla00 — 12.11.2024 раздумываю , пойти ли на "орландо" генделя.была на интервью с исполнительницей роли доринды, имя её не запомнила, и с дирижёром - с незабываемым именем : рубэн дубровский,
и потом осталась на репетицию оперы.
рассказывали, что постановщик, а он тоже с интересным именем - рафаэль вильялобос, в своей интерпретации уходит от канонического сюжета "орландо" , и вплетает в историю вирджинию вульф, которая же тоже написала своего "орландо", да? написала.
вот мы интеллигентной публике и напомним об этом!
люди же всегда страшно радуются, когда есть загадка, и, когда они самостоятельно догадываются и разгадывают ее.
в программке, правда, всё будет и так разжевано, но, всё равно, приятно же чувствовать себя не быдлом, а читающим меньшинством!
и я тоже, такая же, как все, поэтому версия с вульф меня сразу заинтересовала, я и фильм "часы" смотрела.
и тут началась репетиция, на которой прогнали почти всю оперу.
вначале объявили, что певица, исполняющая роль анджелы заболела.
ой!!! сказала я себе:"опять?!",
(см.смешные случаи в опере: https://jalla00.livejournal.com/3713.html,
и https://jalla00.livejournal.com/280256.html),
поэтому вызвали из испании замену. ну, она там и отжигала!
Senzeni Marasela,Soweto "красное платье"
замена была - чисто кармен: красный рот, красное платье и туфли на шпильках - всё, как мужчины себе представляют красавицу-соблазнительницу
(я - не мужчина, но, так по слухам).
(и, желательно, без мозгов)
вначале за кулисами поёт могучий бас - зороастро, который напоминает орландо о том, что он - герой, и неплохо бы ему сходить повоевать.
потом на сцену выходит орландо - а поёт его контратенор, и нам сразу понятно, что он, конечно, герой, даже, мб, лётчик, но... (вы помните :красная помада, шпильки, и красное платье колышется?! ), увидел он весь этот комплекс, и его капитально так накрыло.
а анджела, тётка ушлая , хоть она этого вояку и в гробу видела, ведь она, вообще-то, на смазливого и женственного медоро глаз положила, но она из тех ,кто никого живым от себя не отпустит: чем больше вокруг жертв её чар, тем выше её самооценка.
ещё хорошо бы, чтоб кто-то самоубийством покончил , во! самое то!
поэтому, она на свидании с орландо сперва его очаровывает, а, когда он, начисто забыв о доблести, о подвигах, о славе, и, уже сняв пиджак и галстук, топчется перед ней, такой нелепый, со своей лысиной и высоким голосом, тут-то она и вручает ему торжественно и со значением что-то колюще-режущее : шпагу? меч?, не рассмотрела.
он держит это на вытянутых руках, без пиджака и галстука, готовый к другим подвигам, а она ему :
"родину защищать надо! тем и докажешь мне свою любовь!"
орландо удаляется со сцены.
а в это время анджела (в красном платье), доринда(в образе вирджинии вульф. до этого она все время сидела на сцене за пишущей машинкой, молчала, и иногда прикладывала руку ко лбу(обдумывала произведение), и, когда появился медоро (а он тоже оказался ЖЕНЩИНОЙ! ), то они, все втроём принялись обниматься, ласкать друг друга, валяться по полу и топить за свободную любовь, лгбт и феминизм.
анджела в процессе не стеснялась так заголяться, поднимая красное платье до живота, что я смущенно отводила взгляд: а то, вдруг у неё трусы не в тон?! испортит же все впечатление от оперы! а я пуристка
то есть, по сюжету там должны быть двое мужчин и две женщины: орландо влюблен в анджелу, и она его нейтрализует, отправив, на войну, доринда влюблена в медоро, но анджела поставила себе цель его у нее отбить, а он вообще мягкий и нерешительный: врет одной, спит с другой - всё как в жизни.
но постановщик добавил саспенсу и современности, как её теперь понимают, поэтому, три тётки на сцене устраивают оргии, орландо, как мы помним, воюет, а зороастро невидимо за сценой поёт.
думаю, что мужчинам такой расклад персонажей будет интересней, чем нам.
но, я, мб, тоже пойду 20-го: надо ж узнать, чем все закончилось!
Orlando
Xavier Sabata
Angelica
Giulia Montanari
Medoro
Adriana Bastidas-Gamboa
Dorinda
Alina König Rannenberg / Maria Koroleva
Zoroastro
Gianluca Burat
Oper in drei Akten
Libretto nach Carlo Sigismondo Capeche
Produktion des Festival Peralada
In italienischer Sprache mit deutschen Übertiteln
Beschreibung
Orlando ist wie besessen in Angelica verliebt und versucht mit aller Kraft, sie für sich zu gewinnen. Dies bereitet dem Zauberer Zoroastro Sorgen, da Orlando seine Pflicht als Krieger vernachlässigt. Als Orlando erfährt, dass Angelica statt seiner den Soldaten Medoro liebt, wird er wahnsinnig vor Eifersucht, halluziniert einen Abstieg in die Unterwelt und beschließt, alles und jeden zu zerstören. Wird Zoroastro sein Ziel erreichen und Orlando zurück auf den „rechten Pfad“ bringen? Georg Friedrich Händel fand in Ludovico Ariostos „Orlando furioso“, dem „Rasenden Roland“, aus dem Jahre 1516 einen geeigneten Stoff über die labyrinthischen Wege der Leidenschaften, der ihn zu gleich drei Opern inspirierte: Nach „Orlando“ (1733) griff er für „Ariodante“ und „Alcina“ (beide 1735) noch einmal auf das Epos zurück. Händel leitete zu dieser Zeit das Londoner Haymarket Theatre praktisch eigenverantwortlich und war in der glücklichen Lage, Opern nach seinem Geschmack komponieren zu können. Musikalisch bricht Händel hier mit der Tradition der opera seria. Anstelle von Da-Capo-Arien treten einteilige Ariosi und Accompagnati, die nicht mehr den bloßen Affekt, sondern das unverarbeitete Gefühl der Figuren zum Ausdruck bringen. Die Form der Oper folgt der dramatischen Handlung und scheint sich nach und nach aufzulösen, kulminierend in der großen Wahnsinnsszene im Finale des zweiten Aktes. Auch wenn die Uraufführung am 27. Januar 1733 durchaus gefiel, kündigte der Star- Kastrat Senesino schon nach zehn Aufführungen seinen Vertrag. Zu unkonventionell sei die Partie des Titelhelden, sodass er seine Stimmkunst als „primo uomo“ nicht genügend entfalten könne. Dennoch besticht „Orlando“ bis heute mit virtuosen Melodien und berührenden Psychogrammen der Protagonist*innen. Die vielgelobte Inszenierung von Rafael R. Villalobos, die 2021 erstmals beim Festival in Perelada in Spanien gezeigt wurde, liefert einen Querverweis auf Virginia Woolfs Roman „Orlando – Eine Biografie“ und nimmt das Beziehungsdreieck zwischen der Autorin Woolf, ihrer Freundin Vita Sackville-West und deren Liebhaberin Violet Trefusis zum Ausgangspunkt für die Figurenkonstellation. Die Musikalische Leitung hat der Barockspezialist Rubén Dubrovsky inne, der nach „Giulio Cesare in Egitto“ und „Idomeneo“ ans Pult des Gürzenich-Orchesters zurückkehrt.
|
</> |