Они сошлись. Броня и камень
vikond65 — 07.04.2023Ровно 160 лет назад, 7 апреля 1863 года, состоялось сражение, вошедшее в историю американской гражданской войны как Первая битва в Чарльстонском заливе. Чарльстон был одним из основных портов на Атлантическом побережье, через которые сепаратисты-южане вели торговлю с Европой, получая оружие и другие необходимые им вещи. Поэтому северяне решили его взять морским десантом. Он имел для них еще и символическое значение, поскольку именно там, на островке посередине бухты, находится знаменитый форт "Самтер", с захвата которого началась гражданская война.
Но для успеха десантной операции необходимо было сперва нейтрализовать береговые батареи, охранявшие вход в бухту, а также - вернуть "Самтер". Для решения этой задачи была сформирована броненосная эскадра под комадованием адмирала Сэмюэла Френсиса Дюпона. В нее включили все имевшиеся у федералов на тот момент мореходные броненосцы: семь башенных мониторов класса "Пассаик", казематный бронефрегат "Нью Айронсайдс" и экспериментальный броненосец "Киокук" с композитной броней, о котором я уже писал.
Командование флота США решило, что эти "панцирные монстры" без ущерба для себя сокрушат огнем своих тяжелых орудий береговую оборону противника. Но этот расчет оказался слишком оптимистичным. На батареях и в форте имелось в общем счете 385 пушек, а на броненосцах - всего 32, причем - с очень низкой скорострельностью, способных делать по одному выстрелу с интервалами в 5-7 минут. И хотя эти пушки были огромны - калибром в 11-15 дюймов, не менее огромная разница в частоте стрельбы сделала задачу броненосцев невыполнимой.
За два часа артиллерийской дуэли эскадра Дюпона сумела выпустить всего 154 ядра, а южане - более двух тысяч, добившись 520 попаданий. И хотя ни одно из этих ядер не пробило навылет "доспехи" броненосцев, а потери в их командах были ничтожны (всего двое убитых и 20 раненых или контуженных), назвать этот огонь совсем безрезультатным нельзя. У нескольких мониторов заклинило башни и броневые заслонки амбразур, что сделало их небоеспособными.
Хуже всего пришлось "Киокуку". Этот корабль с его непроверенной "бутербродной" броней по недосмотру оказался на самой опасной передовой позиции, ближе всех к форту "Самтер". Неудивительно, что орудия форта сосредоточили огонь именно на нем и он получил 90 попаданий. Пробитий не было, но от ударов тяжелых ядер его броня начала расслаиваться и рассыпаться, а подводной части корпуса открылись течи. Насосы не справлялись с откачкой воды и вскоре командир "Киокука" кэптен Райнд понял, что корабль обречен.
Он приказал выйти из-под обстрела огня и бросить якорь на мелководье. Проиграв борьбу за живучесть, экипаж покинул судно, а ночью броненосец лег на дно на 10-метровой глубине, так что верхушка его дымовой трубы осталась торчать над водой. Впоследствии южане с помощью водолазов подняли пушки броненосца и установили их на одной из своих батарей.
Видя, что огонь с берега не ослабевает, а некоторые корабли уже "вышли из игры", адмирал Дюпон, державший свой флаг на "Нью Айронсайдсе", скомандовал общий отход. Оборона Чарльстона оказалась ему не по зубам. Южане потеряли в перестрелке пять человек убитыми и восемь - ранеными.
Интересно, что их успех мог быть еще более громким и ярким, если бы не техническая накладка. Дело в том, что они заблаговременно установили в фарватере, ведущем в гавань, несколько больших донных мин с дистанционными электровзрывателями, каждая из которых содержала по 3000 фунтов (1360 кг) пороха. И точно над одной из этих мин медленно проплыл "Нью Айронсайдс". Взрыв гарантированно пробил бы ему днище, но напрасно сапер-южанин замыкал клеммы детонатора. То ли порох в мине отсырел, то ли взрыватель сломался, то ли отчего-то порвался подводный кабель.
Дюпон так и не узнал, что был на волосок от гибели, а северяне через три месяца и с другим адмиралом предприняли повторную попытку атаковать Чарльстон гораздо более крупными силами. Но это уже другая история.
На заставке - отпечатанная "по горячим следам" литография с изображением "великой битвы за Чарльстон". На переднем плане "Нью Айронсайдс", за ним - мониторы, а вдали, возле форта "Самтер" - невезучий "Киокук".
Разрез монитора "Пассаик" и его паровая машина. Точно так же были устроены все мониторы, усаствовавшие в бою 7 апреля1863 года. Их вооружение состояло из двух дульнозарядных гладкоствольных пушек Дальгрена во вращающейся башне: одной 11-дюймовой (280-мм) и одной 15-дюймовой (380-мм).
Адмирал Дюпон и башня Пассаика со следами попаданий ядер южан.
Артиллеристы одной из чарльстонских береговых батарей.
Казематная батарея форта "Самтер".
Команда покидает тонущий "Киокук".
|
</> |