Летучий киви


Некоторые сторонники "альтернативной" истории авиации считают, что первый в мире управляемый полет летательного аппарата тяжелее воздуха с мотором произвел не Уилбур Райт 17 декабря 1903 года, а новозеландский фермер Ричард Пирс, якобы поднявшийся в воздух на собственноручно сделанном им аэроплане еще 31 марта того же года, то есть, ровно 120 лет назад.
Разумеется, у этой гипотезы особенно много приверженцев в Новой Зеландии, где она считается официальной, а о Пирсе издают книги, ставят театральные пьесы и снимают фильмы. В общем, большинство новозеландцев убеждено, что их незаслуженно забытый соотечественник является не только изобретателем самолета, но и первым в мире успешно летавшим пилотом, опередившим американцев более чем на полгода.
Между тем, в Новозеландском музее авиации висит полномасштабная копия самолета Пирса с манекеном его автора (см. вверху). И при одном взгляде на это сооружение возникают очень большие сомнения в том, что оно могло оторваться от земли.
Прямоугольное крыло малого удлинения с каркасом из бамбука и односторонней обшивкой из бельевого полотна лишено даже намека на профиль. Аэродинамическое качество такого крыла должно быть минимальным. Конечно, при достаточно мощном моторе и эффективном винте полететь в принципе может даже кусок забора. Однако двигатель Пирса, также сделанный им своими руками из

Четырехцилиндровый оппозитный мотор, собственноручно сделанный Пирсом и найденый недавно при раскопках мусорной ямы его фермы.
С такой силовой установкой шансов преодолеть земное притяжение у аэроплана было не больше, чем у известного символа Новой Зеландии - бескрылой птицы киви. В лучшем случае он мог лишь кататься по земле на своих велосипедных колесах. Однако спустя много десятилетий после описываемых событий нашлись "очевидцы" (среди них - 84-летний племянник Пирса), утверждавшие, что самолет неоднократно летал на высоте до 5 метров и даже совершал управляемые развороты.
Интересно, что сам Пирс ничего подобного не заявлял. Напротив, в газетном интервью, данном им в 1909 году, он прямо сказал, что испытания машины закончились неудачей. Но его почитателей это не смущает. Они полагают, что под неудачей изобретатель подразумевал слишком короткий полет или аварийную посадку. В подтверждение своих фантазий они не могут представить ни фотоснимков, ни документов, ни даже газетных заметок, но истинная вера, как известно, не требует доказательств. Новозеландцы верят в приоритет своего "Можайского", быть может, не стоит их разубеждать?


Еще два фото музейной реплики пирсовского аэроплана.

В 1906 году Пирс запатентовал свой летательный аппарат. К патенту прилагался вот этот рисунок, на котором аэроплан выглядит очень условно и схематично. Однако на нем видно, что, в отличие от реально построенного образца, крыло имеет некое подобие аэродинамического профиля, а под ним или на нем укреплены, отклоняемые щитки, вероятно, игравшие роль элеронов.

Памятник аэроплану Ричарда Пирса, установленный в конце прошлого века на месте проведения испытаний.
|
</> |