Российский размах


Сегодня у нас юбилей одного из наиболее выдающихся событий в истории российской, да и мировой авиации. Ровно 110 лет назад, 27 марта 1913 года (по новому стилю) вышел на испытания и совершил первые пробежки по аэродрому самолет-гигант Игоря Сикорского "Гранд", впоследствии переименованный в "Гранд Балтийский", а затем - в "Русского Витязя". Размах верхнего крыла этой машины составлял 27 метров, длина фюзеляжа - 20, взлетная масса - около пяти тонн.
На момент создания это был самый крупный, самый тяжелый и самый грузоподъемный самолет в мире, причем он оставался таковым в течение всего времени своего существования. А потом, в конце 1913-го, эту эстафету перехватил его наследник "Илья Муромец", который также оставался непревзойденным еще более года. При тогдашних стремительных темпах развития авиации это очень большой срок.
Я не сторонник приукрашивания и идеализации Российской Империи, тем не менее, надо признать, что не только в гуманитарной, но и в технической сфере у нее были реально выдающиеся достижения мирового уровня. На заставке - создатель "Гранда" Игорь Иванович Сикорский возле своего впечатляющего творения. Снимок, предположительно, сделан в апреле или в начале мая 1913 года.

Общий вид "Гранда" в его первоначальной двухмоторной конфигурации. Позже на самолет установили еще два двигателя, отчего его летные характеристики значительно улучшились.

Носовой балкон и кабина "Русского Витязя" крупным планом. За эту кабину с большими застекленными окнами самолет в шутку прозвали "летающим трамваем".

"Русский Витязь" в сентябре 1913 года. Видно, что за полгода экплуатации тонкая фанерная обшивка фюзеляжа сильно покоробилась от петербургских дождей и сырости.

Первый вариант модернизированного четырехмоторного "Гранда". Изначально моторы стояли в двух тандемных спарках с тянущими и толкающими винтами.

Финальная версия машины с моторами, размещенными в ряд вдоль передней кромки нижнего крыла. Для улучшения управляемости самолет оснащен дополнительным центральным рулем направления, на носовом балконе установлен прожектор, а колеса покрыты кожаными чехлами. В таком виде "Гранд", уже переименованный в "Русского Витязя", поставил несколько мировых авиационных рекордов, в частности, совершив полет с тринадцатью пассажирами на борту.
|
</> |