Старинные часы еще идут
vikond65 — 03.04.2023Событий много, но и об истории забывать не стоит, тем более что на сегодняшний день выпала выдающаяся дизельпанковая дата: 3 апреля 1885 года Готлиб Даймлер запатентовал первый в мире карбюраторный четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Применение карбюратора, изобретенного компаньоном Даймлера Вильгельмом Майбахом, позволяло использовать жидкое топливо, благодаря чему мотор Даймлера вскоре завоевал весь мир.
Все более ранние двигатели внутреннего сгорания, доведенные до практического применения, работали на природном или светильном газе, а потому использовались только в промышленных стационарных силовых установках.
Мотор Даймлера был одноцилиндровым. Изобретатель назвал его "Штандур" (Standuhr), что в переводе с немецкого означает "напольные маятниковые часы", так как цилиндр располагался вертикально, а движения поршневого шатуна напоминали колебания часового маятника. В англоязычных странах такой хронометр называют Grandfather Clock - "дедушкины часы", соответственно, это же название перешло и на двигатель.
"Штандур" получился относительно легким, компактным и достаточно мощным в сравнении с паровыми машинами сопоставимых размеров и массы. Он весил 50 кг, имел рабочий объем 264 кубических сантиметра и развивал мощность в одну лошадиную силу при 700 оборотах в минуту. В дальнейшем мощность удалось повысить до двух л.с., что считалось по тем временам отличным показателем. Неудивительно, что у Даймлера сразу возникла идея использовать свои моторы для привода разнообразных движущихся механизмов.
В том же году Готлиб установил "часы" на мотоцикл, в следующем - на автомобиль и моторную лодку, а 10 августа 1888 года возле городка Каннштадт поднялся в воздух первый в мире дирижабль с двигателем внутреннего сгорания, сконструированный немецким воздухоплавателем Фридрихом Вольфертом. Дирижабль пролетел 10 километров от Каннштадта до Альдингена и вернулся обратно.
В дальнейшем он совершал и более дальние полеты в Ульм, Аугсбург, Мюнхен и Вену, доказав жизнеспособность и практическую пригодность этого вида транспорта. Правда, мощности мотора не хватало, чтобы бороться с ветром, да и КПД винта был довольно низким, поэтому нормальные управляемые полеты удавались только в безветренную погоду.
Одновременно Даймлер работал над усовершенствованием своего двигателя. В 1889 году появился двухцилиндровый вариант с V-образным расположением цилиндров, выдававший 5 лошадиных сил, а также - мотор с параллельными цилиндрами той же мощности. В следующем году, объединив два двухцилиндровых движка на одном валу, Готлиб получил четырехцилиндровый рядный двигатель, названный "Фениксом" и развивавший аж целых 10 лошадиных сил. "Феникс" оказался настолько удачным, что его ставили на автомобили фирмы "Даймлер" в течение более 10 лет.
На заставке - "Штандур" с трех ракурсов. Этот мотор еще не имел электрозажигания. На левом и правом снимках хорошо видна латунная запальная коробка с бензиновой горелкой, которая разогревала запальную трубку, а она в свою очередь поджигала топливную смесь в цилиндре.
Патентный чертеж "дедушкиных часов", на котором можно рассмотреть их внутреннее устройство.
Первый в мире дирижабль с двигателем внутреннего сгорания.
Гондола дирижабля Вольферта с мотором Даймлера и ее современная музейная реплика. Обратите внимание, что, помимо вертикального толкающего винта, дирижабль имел еще и горизонтальный, который создавал подъемную силу, частично компенсирующую вес машины. Таким образом, этот летательный аппарат можно назвать микстом - гибридом дирижабля и вертолета.
Двухцилиндровые моторы Даймлера с V-образным и параллельным расположением цилиндров.
Четырехцилиндровый "Феникс" - предок всех многоцилиндровых автомобильных моторов.
|
</> |