Оменщина
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Не так всё это будет, не так...
Есть ещё одна тема, очень похожая. Всякого рода "омено"подобные фильмы (про книжки такие рассуждать не стану, если и читал в 90-е одну, то уже практически не помню.
Когда-то, на заре эпохи VHS я тоже посмотрел один-два, может быть даже два с половиной фильма. И понял, что меня отталкивает эта тема. Несмотря на первичную притягательность. И что больше не хочу этого смотреть.
И мне кажется, тут легче сформулировать, что не так.
Вот эти "дети апокалипсиса" - не Воланды. Воланд - зло сложное, про него можно думать и спорить. Оно способно очаровывать, вводить в заблуждение, соблазнять. Там есть реальная (а не только внешняя, как во всей этой оменщине) притягательность. Ему есть, что предложить всерьёз. Есть, что сказать. Оно умеет запутать.
Персонажи всеразличных оменов - это болванчики, этакие куклы чаки, задача которых - причинять как можно больше страданий как можно более хорошим людям. Это машины. Злобные, и по факту не живые. И попытки нацепить им личины невинных деточек, все эти ангельские мордашки - они работают ровно один раз. Самый первый раз это работает. Потом становится просто противно, скучно. И это зло не имеет никакого смысла, кроме разрушения добра. А это - не интересно. Оно примитивно. Испытывать сочувствие к такого рода куклам-убийцам невозможно, а значит, исчезает глубина, драма. Всё сводится к заунывной беготне: успеет положительный персонаж прихлопнуть адскую куклу или нет, и с каким счётом.
Я, конечно, подозреваю, что есть и такие версии оменов, где посланник ада не полностью овладевает душой невинного дитяти, и происходит некая типа внутренняя типа борьба. На самом деле это так же противно и скучно, потому что ничего в расстановке сил не меняет - у Зла всё ещё нет никакой интересной цели, которая могла бы меня заинтересовать. Борьба против Добра - не цель, а фальшивка, типичная для культуры американских комиксов (ну давайте, расскажите мне, что я не знаю этой культуры... а лучше сэкономьте свои электроны).
Зло интересно только тогда, когда у него есть цель, способная создать иллюзию подмены Добра, создать реальный выбор (иллюзию его). Понятно, что это будет обманом, ошибкой и так далее, но этот обман, ошибка должны быть убедительны для читателя. В "Мастере и Маргарите" читатель может думать, что Воланд действительно работает на благо. Так это или нет - вопрос интересный, он создаёт пространство выбора, потенциал напряжения.
В "оменах" ничего такого я не видел. Порождения ада были однозначными тварями, которые не оставляли у зрителя места для сомнений, а их внешняя "милота" или "красота" - маской, фальшивой до отвратительности. Нам показывали персонажей, которых вводит в заблуждение эта маска, а мы смотрим и понимаем, что персонаж этот или дурак, или слепец, ведь мы-то знаем, кто на самом деле эти адские красавчики и чего они хотят.
Так вот, в сильном и глубоком произведении мы НЕ ДОЛЖНЫ этого знать. Мы должны сомневаться. Мы должны путешествовать в пространстве выбора, пространстве сомнения, а не бежать, как ишак за морковкой: когда же этот дурак поймёт, что перед ним - чистое, безальтернативное зло?!
Для сравнения представьте, что в романе "Мастер и Маргарита" Воланд прямо и однозначно хочет одного: как можно больше напакостить людям, а кто-то (ну, допустим, тот же Иванушка на мотоцикле с пулемётами) пытается ему помешать. И всё это - с адской серьёзностью...
Или - для сравнения - представьте, что Воланда там не было вообще, а орудует его компашка, которая превращает людей в вампиров, пакостит и гадит, и... всё. Ну, если оставить юмор, то оно будет ещё как-то терпимо. Но всё равно - плоско, и быстро надоест. Потому что у нас не будет расщепления, потенциала выбора. Не будет очарования зла, которое показывает, что на самом деле творится в душах соблазняемых.
Посланники ада без тех, кто их послал, в таких случаях оказываются не более чем куклами. Нормальное произведение по сюжету типа "омена" должно выглядеть так, что, например, посланник ада не действует как дистанционно управляемая кукла, а искренне полагает, что строит на Земле более лучший мир, что несёт благо, и не становится абсолютным злом, например, сохраняя в своей душе искреннюю привязанность и желание делать благо кому-то, кого по-настоящему любит.
Но ведь это будет противоречить той лубочной картинке абсолютного дьявола с ангельским лицом, так же? А эта лубочная установка - она необходимый атрибут оменщины, не?
пс. При этом сама тема Абсолютного Зла, этакой инфернальной Тьмы в чистом виде - да, она тоже может быть. Вот только надо понимать, что такая тьма не будет играться в куклы и втайне, втихаря пакостить положительным персонажам, подстраивая несчастные случаи и т. п.. Если она явится, то сюжет там будет совершенно иной...
|
</> |