Окрестности РЭБ флота

топ 100 блогов dkphoto18.04.2011

Окрестности РЭБ флота

1 Согласно одной из трактовок, история нынешней Хабаровской ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота восходит своими корнями к концу XIX столетия, когда в 1895 году затон в Артиллерийской протоке был оборудован для зимней стоянки и ремонта амурских судов. О степени его приспособленности для выполнения этих задач судить сложно, однако так или иначе, а основной ремонтной базой судов Амурского речного пароходства до 1929 года оставался Красный затон на Большом Уссурийском острове практически напротив поселка Красная речка. Поскольку место это было удаленным от фрахтовой пристани и к тому же отделенным от города Амурской протокой, необходимость в создании новой базы стала очевидной еще до Гражданской войны. Тем не менее работы по строительству полноценного затона в Артиллерийской протоке начались лишь в 1927 году, а в строй новая база «Артзатон» вступила еще два года спустя. Кроме пристаней и зимних стоянок были построены цеха, и к 1933 году РЭБ по сути превратилась в настоящий судоремонтно-судостроительный завод, осуществлявший не только ремонт и модернизацию судов, но также и сборку их из узлов, прибывающих железной дорогой из западных регионов страны.
Предлагаю небольшую фотопрогулку в районе современной РЭБ флота. Свой маршрут я начну от перекрестка улиц Шевчука (продолжения Пионерской) и Оборонной. За ним до административных зданий предприятия тянется сквер, у входа в который и стоит запечатленная на снимке стела.



Окрестности РЭБ флота

2 Летом 2003 года в сквере был установлен отслужившее свое на амурских речных трассах судно на подводных крыльях «Метеор». Правда, поставили его не в качестве памятника, а планировали открыть в нем не то кафе, не то пивную, однако этим планам сбыться было не суждено. Как видно, от судна уцелела лишь часть бетонного постамента – сам же «Метеор» сожгли летом следующего года. Кто стоял за поджогом – бомжи ли, вандалы или недобросовестные конкуренты, – не знаю.
В глубине грязного сквера стоит на высоком постаменте памятник В.И. Ленину. Меня удивило то, что каменный Ильич смотрит не в сторону улицы и даже не на здание управления РЭБ (розовое на заднем плане), а куда-то влево.



Окрестности РЭБ флота

3 Памятник, мне кажется, вполне стандартный – шаблонный вариант, известный в народе под хлестким определением «Ленин, торгующий пиджачком».



Окрестности РЭБ флота

4 Неподвижный взгляд Ильич устремлен на заросшую кустарником короткую аллею и магазинчик мебели в одном из зданий базы. Вывеску обсуждать не стану, пусть она и вызвала у меня смешок.



Окрестности РЭБ флота

5 Чуть дальше виднеется художественно оформленные ворота платной автостоянки. 80 рублей за сутки по хабаровским меркам совсем дешево, тем более район РЭБ флота имеет статус «ближе к центру».
Крыша цеха постройки середины прошлого века увенчана раскрашенным силуэтом «Метеора».



Окрестности РЭБ флота

6 По другую сторону от заводоуправления стоит двухэтажное панельное здание, какие строили преимущественно в 1980-х в основном для предприятий бытового обслуживания и соцучреждений. Сейчас его занимают, как я понимаю, различные магазины.



Окрестности РЭБ флота

7 Напротив сквера вдоль улицы Оборонной к недалекой Краснореченской тянутся типовые послевоенные двухэтажные жилые дома. Подобные здания в Хабаровске нередко строились с привлечением труда японских военнопленных.



Окрестности РЭБ флота

8 Симпатичные киоски на автобусной остановке «РЭБ флота», первый представляет собою что-то вроде закусочной, а второй – обычный хлебный. Под окошком левого от руки написанное объявление «В продаже есть шаурма». На мой взгляд, не лучшим образом влияющий на аппетит текст.



Окрестности РЭБ флота

9 Торговка хот-догами и прочей нехитрой квазимясной снедью зябко ежится на утреннем холоде.



Окрестности РЭБ флота

10 Чуть южнее вдоль улицы Шевчука (она тянется слева, переходя в Павла Морозова) находится дальняя часть упомянутого выше Артиллерийского затона, у которого и была создана РЭБ флота. Недостроенная башня – скандально известный жилой комплекс «Парус» – стоит уже на некотором удалении по другую сторону затона.



Окрестности РЭБ флота

11 Забор, ограждающий только часть ковша, украшен тематической граффити, наверняка созданном с одобрения руководства предприятия.



Окрестности РЭБ флота

12 Часть плавсредств коротает зимний сезон прямо на воде, иные же вытащены на сушу.
Кстати, Артиллерийским затон называют по былому имени протоки, которую в свое время нарекли в честь расположенных на ее берегу обширных артиллерийских складов. Остатки некогда мощного военного хозяйства до сих пор еще можно обнаружить в самом начале Комсомольской улицы и ниже площади Славы в виде кирпичных зданий военного ведомства, постройки конца XIX и начала XX веков. В настоящее время затон со стороны протоки закрывает коса, думаю, насыпная, искусственного происхождения, так как на картах столетней давности она не фигурирует.



Окрестности РЭБ флота

13 Мелкие суденышки у южной пристани. Катер в центре кадра носит имя Gagara RUS, в качестве порта приписки ожидаемо указан Хабаровск. Предположу, что деревянное здание было построено в 1930-х годах, когда РЭБ флота продолжали активно развивать. Замкообразные руины на заднем плане принадлежат недостроенному санаторию, возможно, принадлежащей этой же базе. Иным фактором выбор места для лечебного учреждения по соседству с многочисленными цехами объяснить затрудняюсь.



Окрестности РЭБ флота

14 Предполагалось, видимо, что санаторий будет выходить уже непосредственно к берегу Амурской протоки.



Окрестности РЭБ флота

15 Вообще-то я тут показал лишь часть затона, который тянется еще от Прибрежного микрорайона. В прежние времена ту местность так и называли – Затон. Надо будет и туда наведаться с фотоаппаратом, пока флот не разбежался по своим рабочим делам после окончания ледохода.
Кстати, максимальная вместимость зимних стоянок РЭБ составляла 240 судов, правда, неясно, какого именно тоннажа.



Окрестности РЭБ флота

16 Бело-голубой катер назван в честь Нерея – доброго древнегреческого бога моря.



Окрестности РЭБ флота

17 Близ северного берега затона суда частью стоят на ремонте. На днищах и бортах иных контрастируют огромные заплатки. Вдали виднеется зеленая крыша дебаркадера с надписью «Амурское пароходство».



Окрестности РЭБ флота

18 О, дебаркадеры – отдельная тема, причем весьма печальная. Не так давно на стоянке РЭБ сгорели многопалубные красавцы-дебаркадеры постройки середины прошлого века. Именно они выполняли роль плавучего речного вокзала Хабаровска. Впрочем, пожары таинственным образом систематически уничтожают и дебаркадеры попроще, и даже теплоходы. Достаточно правдоподобные слухи видят в разгуле огненной стихии испытанную схему сокрытия разнокалиберных злоупотреблений.
Кстати, к белому двухпалубному дебаркадера обычно швартуются суда, курсирующие между Хабаровском и китайским Фуюанем, так что это своего рода поворота в Поднебесную.



Окрестности РЭБ флота

19 Несамоходная нефтестанция и небольшой дебаркадер, поднятые на слипе – площадках на рельсах, которые в какой-то мере заменяют собою сухой док, позволяя проводить осмотр и ремонт подводной части корпуса. Этот слип был построен в 1956 году.



Окрестности РЭБ флота

20 Сейчас хабаровская РЭБ флота является дочерним предприятием Амурского речного пароходства и, насколько я могу судить, влачит не слишком благополучное существование, как впрочем, и вся отрасль.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Многие считают бургеры исключительно вредной едой из сетевых заведений быстрого питания. Но скажите, что может быть вредного в бургере приготовленном из свежей говядины, сыра, овощей и свежего хлеба. Мы же едим дома котлеты. Именно это и хотят доказать создатели настоящих бургеров, пр ...
Я забанил yurayu и my_good_will О затыкании рта речи не идет, если гражданам хочется, они могут перенести дискуссии к себе в журналы. Всех, желающих продолжить споры с ними, прошу туда и проследовать, хотя я не понимаю, как с ними можно спорить. ...
И эта няшкасимпотяшка жмет 115 кг в жиме лежа) Уоттак от). Как она утверждает что добилась всего сама, и без химии. © ...
В пятницу вечером мне очередной раз поездили в ЖЖ по мозгам, мол «нечего смотреть на цены, надо просто больше работать». То, что я постоянно жалуюсь на повышающиеся цены — думаю привыкли все, кто не первый раз в этом журнале. И здесь даже не жадность, а логика — технический прогресс ...
Специально для inga_ilm ...