Окрестности РЭБ флота
dkphoto — 18.04.2011

1 Согласно одной из трактовок, история
нынешней Хабаровской ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота
восходит своими корнями к концу XIX столетия, когда в 1895 году
затон в Артиллерийской протоке был оборудован для зимней стоянки и
ремонта амурских судов. О степени его приспособленности для
выполнения этих задач судить сложно, однако так или иначе, а
основной ремонтной базой судов Амурского речного пароходства до
1929 года оставался Красный затон на Большом Уссурийском острове
практически напротив поселка Красная речка. Поскольку место это
было удаленным от фрахтовой пристани и к тому же отделенным от
города Амурской протокой, необходимость в создании новой базы стала
очевидной еще до Гражданской войны. Тем не менее работы по
строительству полноценного затона в Артиллерийской протоке начались
лишь в 1927 году, а в строй новая база «Артзатон» вступила еще два
года спустя. Кроме пристаней и зимних стоянок были построены цеха,
и к 1933 году РЭБ по сути превратилась в настоящий
судоремонтно-судостроительный завод, осуществлявший не только
ремонт и модернизацию судов, но также и сборку их из узлов,
прибывающих железной дорогой из западных регионов страны.
Предлагаю небольшую фотопрогулку в районе современной РЭБ флота.
Свой маршрут я начну от перекрестка улиц Шевчука (продолжения
Пионерской) и Оборонной. За ним до административных зданий
предприятия тянется сквер, у входа в который и стоит запечатленная
на снимке стела.

2 Летом 2003 года в сквере был установлен
отслужившее свое на амурских речных трассах судно на подводных
крыльях «Метеор». Правда, поставили его не в качестве памятника, а
планировали открыть в нем не то кафе, не то пивную, однако этим
планам сбыться было не суждено. Как видно, от судна уцелела лишь
часть бетонного постамента – сам же «Метеор» сожгли летом
следующего года. Кто стоял за поджогом – бомжи ли, вандалы или
недобросовестные конкуренты, – не знаю.
В глубине грязного сквера стоит на высоком постаменте памятник В.И.
Ленину. Меня удивило то, что каменный Ильич смотрит не в сторону
улицы и даже не на здание управления РЭБ (розовое на заднем плане),
а куда-то влево.

3 Памятник, мне кажется, вполне
стандартный – шаблонный вариант, известный в народе под хлестким
определением «Ленин, торгующий пиджачком».

4 Неподвижный взгляд Ильич устремлен на
заросшую кустарником короткую аллею и магазинчик мебели в одном из
зданий базы. Вывеску обсуждать не стану, пусть она и вызвала у меня
смешок.

5 Чуть дальше виднеется художественно
оформленные ворота платной автостоянки. 80 рублей за сутки по
хабаровским меркам совсем дешево, тем более район РЭБ флота имеет
статус «ближе к центру».
Крыша цеха постройки середины прошлого века увенчана раскрашенным
силуэтом «Метеора».

6 По другую сторону от заводоуправления
стоит двухэтажное панельное здание, какие строили преимущественно в
1980-х в основном для предприятий бытового обслуживания и
соцучреждений. Сейчас его занимают, как я понимаю, различные
магазины.

7 Напротив сквера вдоль улицы Оборонной к
недалекой Краснореченской тянутся типовые послевоенные двухэтажные
жилые дома. Подобные здания в Хабаровске нередко строились с
привлечением труда японских военнопленных.

8 Симпатичные киоски на автобусной
остановке «РЭБ флота», первый представляет собою что-то вроде
закусочной, а второй – обычный хлебный. Под окошком левого от руки
написанное объявление «В продаже есть шаурма». На мой взгляд, не
лучшим образом влияющий на аппетит текст.

9 Торговка хот-догами и прочей нехитрой
квазимясной снедью зябко ежится на утреннем холоде.

10 Чуть южнее вдоль улицы Шевчука (она
тянется слева, переходя в Павла Морозова) находится дальняя часть
упомянутого выше Артиллерийского затона, у которого и была создана
РЭБ флота. Недостроенная башня – скандально известный жилой
комплекс «Парус» – стоит уже на некотором удалении по другую
сторону затона.

11 Забор, ограждающий только часть ковша,
украшен тематической граффити, наверняка созданном с одобрения
руководства предприятия.

12 Часть плавсредств коротает зимний
сезон прямо на воде, иные же вытащены на сушу.
Кстати, Артиллерийским затон называют по былому имени протоки,
которую в свое время нарекли в честь расположенных на ее берегу
обширных артиллерийских складов. Остатки некогда мощного военного
хозяйства до сих пор еще можно обнаружить в самом начале
Комсомольской улицы и ниже площади Славы в виде кирпичных зданий
военного ведомства, постройки конца XIX и начала XX веков. В
настоящее время затон со стороны протоки закрывает коса, думаю,
насыпная, искусственного происхождения, так как на картах столетней
давности она не фигурирует.

13 Мелкие суденышки у южной пристани.
Катер в центре кадра носит имя Gagara RUS, в качестве порта
приписки ожидаемо указан Хабаровск. Предположу, что деревянное
здание было построено в 1930-х годах, когда РЭБ флота продолжали
активно развивать. Замкообразные руины на заднем плане принадлежат
недостроенному санаторию, возможно, принадлежащей этой же базе.
Иным фактором выбор места для лечебного учреждения по соседству с
многочисленными цехами объяснить затрудняюсь.

14 Предполагалось, видимо, что санаторий
будет выходить уже непосредственно к берегу Амурской протоки.

15 Вообще-то я тут показал лишь часть
затона, который тянется еще от Прибрежного микрорайона. В прежние
времена ту местность так и называли – Затон. Надо будет и туда
наведаться с фотоаппаратом, пока флот не разбежался по своим
рабочим делам после окончания ледохода.
Кстати, максимальная вместимость зимних стоянок РЭБ составляла 240
судов, правда, неясно, какого именно тоннажа.

16 Бело-голубой катер назван в честь
Нерея – доброго древнегреческого бога моря.

17 Близ северного берега затона суда
частью стоят на ремонте. На днищах и бортах иных контрастируют
огромные заплатки. Вдали виднеется зеленая крыша дебаркадера с
надписью «Амурское пароходство».

18 О, дебаркадеры – отдельная тема,
причем весьма печальная. Не так давно на стоянке РЭБ сгорели
многопалубные красавцы-дебаркадеры постройки середины прошлого
века. Именно они выполняли роль плавучего речного вокзала
Хабаровска. Впрочем, пожары таинственным образом систематически
уничтожают и дебаркадеры попроще, и даже теплоходы. Достаточно
правдоподобные слухи видят в разгуле огненной стихии испытанную
схему сокрытия разнокалиберных злоупотреблений.
Кстати, к белому двухпалубному дебаркадера обычно швартуются суда,
курсирующие между Хабаровском и китайским
Фуюанем, так что
это своего рода поворота в Поднебесную.

19 Несамоходная нефтестанция и небольшой
дебаркадер, поднятые на слипе – площадках на рельсах, которые в
какой-то мере заменяют собою сухой док, позволяя проводить осмотр и
ремонт подводной части корпуса. Этот слип был построен в 1956
году.

20 Сейчас хабаровская РЭБ флота является
дочерним предприятием Амурского речного пароходства и, насколько я
могу судить, влачит не слишком благополучное существование, как
впрочем, и вся отрасль.