F-47 — Thunderbolt III?

топ 100 блогов fonzeppelin21.03.2025 Теги: Трамп

Двадцать первого марта 2025 года президент Дональд Трамп объявил, что фирма «Боинг» выиграла контракт на разработку, испытание и производство, возможно, последнего пилотируемого истребителя в истории американской авиации; перспективного самолета шестого поколения NGAD (англ. Next Generation Air Dominance — Воздушное Доминирование Следующего Поколения) под официальным обозначением F-47.

F-47 — Thunderbolt III?

Согласно предварительным данным, это должен быть тяжелый истребитель завоевания превосходства в воздухе нового поколения для USAF — замена стоящему на вооружении F-22 «Raptor». Приоритет в новой машине отдается дальности, боевой нагрузке и малозаметности; высокая маневренность, еще недавно представлявшаяся критически важной для истребителей, очевидно, более не рассматривается как ключевой параметр. По словам Трампа, прототип машины тайно испытывался на протяжении пяти лет — хотя речь, скорее всего, идет не столько о прототипе, сколько о демонстраторе концепции, сведения об испытаниях которого действительно появились еще в 2020 году.

Выбор для проекта такого масштаба компании «Боинг» с учетом её... не лучшей репутации, сложившейся за последние годы, может показаться довольно странным. Однако, он представляется, по сути дела, единственным сейчас возможным. Компания «Нортроп Грумман» отказалась от участия в программе NGAD, предпочтя сосредоточить основные свои усилия на перспективном стелс-бомбардировщике B-21 «Рейдер». Другой потенциальный кандидат, «Локхид-Мартин», на ближайшие десятилетия занят производством, обслуживанием и модернизацией истребителей-бомбардировщиков F-35 «Лайтинг-II» и кроме того уже участвует в программе разработки палубного истребителя шестого поколения для американского флота; еще одну дорогостоящую программу параллельно «Локхид-Мартин» может просто не потянуть.

«Боинг» же, ввиду уже идущего сокращения производства истребителей «классических» моделей — таких, как F-15, F-16 и F/A-18 — располагает значительными незадействованными индустриально-технологическими ресурсами. И эта корпорация слишком важна для американской военной промышленности, чтобы оставить ее без заказов (рискуя тем самым утратой трудновосполнимых компетенций). Кроме того, последние громкие скандалы с участием «Боинг» наконец-то привели к масштабным реорганизациям компании; новое руководство сходу закрутило гайки в отношении «эффективного менеджмента» вновь вернув на первое место реальное производство.

F-47 — Thunderbolt III?

Итак, что же известно о F-47? 

* Это тяжелый истребитель завоевания превосходства в воздухе, прямо называемый перспективной заменой стареющему F-22 «Raptor»;

* Приоритет в новом проекте отдается большой дальности (необходимой для действия в Индо-Тихоокеанском регионе), минимальной заметности и большой боевой нагрузке — сверхманевренность, по-видимому, более не считается критическим фактором;

* Новый самолет должен быть способен к сверхзвуковому крейсированию на скоростях до 2 Маха и достижению потолка, сравнимого или превосходящего таковой для F-22;

* Основной функцией нового самолета видится не столько прямое участие в воздушных боях, сколько сенсорное обеспечение и координирование действий непосредственно контактирующих с противником дронов, наведение зенитных ракет и ракет «воздух-воздух»;

* Важной деталью проекта является «адаптивность» и способность нового самолета эффективно модернизироваться под меняющиеся требования обстановки. Как с точки зрения оснащения, так и с позиций программного обеспечения;

* Общая стоимость программы определяется в 20 миллиардов долларов. Предполагается заказать серию из 200 самолетов, максимальной стоимостью (с учетом вложений в разработку) до 300 миллионов долларов за единицу. При этом предполагается, что он будет дешевле в эксплуатации чем F-22 (за счет «взросления» технологий) и требовать значительно меньше человеко-часов для обслуживания.

Интересно отметить, что взгляды американцев на самолет 6-го поколения, по всей видимости, в значительной степени совпадают со взглядами китайцев. Успешная демонстрация которыми сразу трех прототипов истребителя 6-го поколения в конце 2024 года стал основательным шоком для USAF, и основной причиной возрождения интереса к программе NGAD (которая в тот момент балансировала на грани закрытия). Впервые за много лет, американское технологическое превосходство в военной авиации было поставлено под сомнение. Предполагается, что сегодняшнее заявление Трампа в значительной степени направлено на то, чтобы компенсировать урон, который китайская демонстрация нанесла репутации американской авиапромышленности.

F-47 — Thunderbolt III?

Продемонстрированное во время презентации изображение — неясно, впрочем, относится ли оно к будущему F-47, или просто представляет собой абстрактный «истребитель будущего» — с очень высоким двугранным углом крыла и направленными вниз законцовками. Такая схема весьма... нестандартна для современных стелс-самолетов, но имеет ряд преимуществ; очень высокую аэродинамическую стабильность и оптимизированное под малозаметность «пузо».

Энтузиасты авиации не преминули отметить, что эти черты в значительной степени перекликаются с экспериментальным самолетом YF-118G «Bird-of-Prey», построенным фирмой «Боинг» еще в 1996 году. Этот относительно небольшой и дешевый аппарат (вся программа обошлась фирме в 87 миллионов долларов) предназначался для отработки ряда перспективных технологий:

F-47 — Thunderbolt III?

Представляется вполне вероятным, что «Боинг» решил использовать опробованные на YF-118G «Bird-of-Prey» новаторские технологические решения и концепции в новом проекте.

Интересно отметить, что многие специалисты — как в США, так и в других странах — высказывают мнение, что F-47 станет последним пилотируемым истребителем, разработанным в Америке. Илон Маск, например, вполне категорично высказывался, что разработка новых пилотируемых истребителей в принципе является бессмысленной тратой денег, и их задачи могут успешно выполняться дронами. 

F-47 — Thunderbolt III?

И похоже, что в USAF также склоняются к этой точке зрения: в начале марта, военно-воздушные силы США впервые присвоили «истребительную» литеру «F» двум беспилотным летательным аппаратам, находящимся в разработке. YFQ-42 от «Дженерал Атомикс» и YFQ-44 «Fury» от «Андурил Индастриз» представляют собой монументальный сдвиг в традиционном мышлении американской авиации, в буквальном смысле построенном вокруг элитаристского культа героического «fighter jock», бравого пилота-истребителя. Готовность американских генералов принять тот факт, что легкий истребитель будущего скорее всего будет беспилотным, является... неожиданно трезвым взглядом на вещи.

P.S. В сети активно обсуждают, почему же новый истребитель получил обозначение F-47? Многие подозревают, что «сорок семь» было выбрано чтобы польстить Трампу — который является сейчас сорок седьмым президентом США. Однако я лично считаю, что более вероятной является ассоциация с тяжелым истребителем Второй Мировой P-47 «Тандерболт», являвшимся одной из самых революционных машин конфликта — и в общем-то прародителем идеи тяжелого многоцелевого истребителя. В связи с этим интересно; получит ли F-47 имя «Тандерболт-III»?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кстати, еще про прививки. Сезон дачный, лесной, грибной не за горами. Дачники наши все время делают прививку от клещевого энцефалита. А делается она заранее, по графику. Вот пришли привиться, а фиг вам! Наорали, не видите, мол, что ли, сейчас у нас прививки от ковида! Идите лесом! Все ...
По-моему, прекрасный текст из ФБ. Какой стиль! Делюсь. ...Я уважаю мужчин. Они делают жизнь интереснее, они подают руку, открывают дверь, покупают шоколад и платья. Они встречают нас в аэропортах. Они пойдут на войну, если будет война. Они смелые. Я уважаю мужчин. Они ...
№ 15, 1929, избранные материалы. ...
Во второй серии "Турбиных" бежит гетман. И бежит так, что я понимаю теперь, наконец, за что Булгаков стал плохим русским в Киеве. Ну, правда ведь не перестает ею быть, если ее ...
Люди не ценят лояльного к ним отношения. Сами не умеют себя держать в рамках. Но стоит проявить жесткость, а то и отхуесосить, как они сразу зайки. А мне как раз становится беспредельно скучно после этого, мне они больше не ...