Одиссей / Будда

топ 100 блогов novayagazeta20.02.2021 Читайте биографии Куросавы и Стоуна. В них — ответ на современные манифесты и контр-манифесты.

Пока современные нам режиссеры выясняют отношения с Европой, властью, чертями и друг с другом, неплохо бы обратиться к режиссерам прошлого — тем, кто уже прошел в своей жизни подобные конфликты и дилеммы; к тем, кто, в отличие от нас, уже вышел из боя и способен оценить поле битвы извне, а не изнутри.

Одиссей / Будда
Акира Куросава. Фото: Анатолий Ковтун  / ТАСС

Оливер Стоун и Акира Куросава — два выдающихся человека, чьи автобиографии вышли на русском языке почти одновременно, — могут подать нам важный пример. Особенно хорошо это видно, если читать их книги в параллели.

Два очень разных режиссера, представители разных культур, строившие карьеру в разное время. Книга Куросавы вышла в 1981 году, когда Стоун только начинал; книга Стоуна опубликована в прошлом году, и Куросавы уже двадцать лет с лишним нет в живых. На первый взгляд — это  очень разные тексты.

Мемуары Куросавы — почти записные книжки. Самоироничные, обманчиво простые, больше о других, чем о себе, с ехидным названием «Жабий жир» (автор, как поджариваемая жаба, истекает жиром — так трудно ему о себе писать).

Мемуары Стоуна, напротив, — роман. Толстый, эпический, он начинается в Мексике, где режиссер разыгрывает атаку кавалерии (в настоящей гражданской войне в Сальвадоре кавалерии не было, он это знает, ему плевать), продолжается освобождением Парижа, Вьетнамом, лоском и нищетой Нью-Йорка, кокаином Лос-Анджелеса, обществом мафии и наркобаронов, Аль Пачино и Брандо, банкротством, чудом не разбившимся на Филиппинах вертолетом — и заветным «Оскаром», поцелуем Элизабет Тейлор.

По Стоуну, это разница между Востоком и Западом: герой восточной культуры — Будда, западной — Одиссей. «Для человека западной культуры больший душевный резонанс вызывает убийство соперников и возвращение супруги и владений, чем история жизни Будды, призывающего к ненасилию». Лейтмотив Стоуна — античная трагедия, «бороться и искать, найти и не сдаваться»; редкая религиозная отсылка Куросавы — берег реки мертвых Сандзу, где дети обречены вечно строить башни из камней, а демоны вечно эти пирамиды разрушают.

И все же, если продраться через различия стиля, у них много общего.

Оба описывают только юность — для Куросавы дорога к «Расёмону», для Стоуна — ко «Взводу». Для обоих это годы пути, борьбы, провалов и преодоления. Преодоления себя — для Куросавы алкоголя, для Стоуна наркотиков — и обстоятельств. Внешних, политических обстоятельств, к которым они, может, и хотели бы остаться равнодушны, но не смогли.

Как известно, политика сама всегда готова заняться нами.

Японец признается, что по случайности избежал службы в императорской армии, где, скорее всего, погиб бы. Осознавая, что его страна во время войны находилась на стороне зла, он не делал ничего, чтобы это зло предотвратить. Наоборот, обвиняя себя самого в коллаборационизме, он едва не снял в 1944 году военный пропагандистский фильм. Весь в сомнениях, тем не менее, прикажи император вместо капитуляции Японии совершить коллективное самоубийство, — Куросава бы присоединился к большинству. Эта загадка человеческой конформности до конца не дает ему покоя.

Случай Стоуна — иной. Выходец из upper middle class, он восстал против буржуазной жизни разведенных родителей — и завербовался во Вьетнам, из чистого любопытства. Едва не погибнув, на грани сумасшествия, страдая от ПТСР — он далеко не сразу становится пацифистом. Антивоенные марши под окнами квартиры его раздражают: «Да пошли вы! я свой срок отбыл, я не должен извиняться».

Одиссей / Будда
Оливер Стоун. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Кипящая в нем ярость не находит выхода. Сперва он выплескивает ее на бумагу. Там, где Куросаву мучает фантомная боль за страну, которая проиграла, но стала лучше, Стоун переживает за победителя — Америку, которая выиграла, но обезумела. Когда его «Взводу» дают призы, Стоун хочет трактовать их как признание страной своих ошибок — но время покажет, что никакие ошибки признаны не были, и из «уроков истории» выводов никто не делает. В конце 80-х Стоун восклицает, что Америке нужен «новый Вьетнам», а в 2015 году слово «патриотизм» называет «фашистским».

Честно говоря, вне текста мемуаров, оба автора для нас — забронзовевшие штампы. Куросава — икона, чьи фильмы вне киношкол никто смотрит; Стоун — некогда яркий режиссер, а ныне фрик, пиарящий Путина и уколотый «Спутником V».

Это объяснимо.

В наше ускоренное время мы привыкли «определять» мотивацию человека по трем строчкам в твиттере и двум постам в фейсбуке.

Нет ни желания, ни потребности разбираться в эволюции личной и идейной. Да и зачем? В стране, где политический процесс уничтожен, институт репутаций не существует, а дискуссию заменяет серия взаимных провокаций, только и остается — спорить о вещах, на которые повлиять нельзя.

И все-таки насколько же интереснее всех манифестов и контр-манифестов будет прочесть спустя какое-то время — личные, а не политические тексты тех же Богомолова, Звягинцева, Вырыпаева. Если, конечно, авторы будут готовы на ту же степень искренности, как Стоун и Куросава.

Кирилл Фокин
специально для «Новой»

ДИСКУССИЯ В «НОВОЙ»

Константин Богомолов. Похищение Европы 2.0. Манифест режиссера
Кирилл Мартынов. Против манифестов. Почему современному либерализму не угрожают ни Константин Богомолов, ни Сергей Лавров
Андрей Звягинцев. Страх съест душа. Уже очень скоро объявит свои права новое поколение; те, кто родились на входе в XXI век и полны сил
Иван Вырыпаев. Возвращение «похищенного» Запада. В ответ на статью Константина Богомолова «Похищение Европы 2.0»
Виктор Ерофеев. Шоу могильщиков Европы. Почему быть неискренним конъюнктурщиком лучше, чем искренним манифестантом
Юрий Рост. В отцепленном вагоне. О меморандуме провидца в штанах
Слава Тарощина. Богомолов как Заратустра. Гуру театра стремительно превращается в телевизионного гуру
«Ок, бумер». Открытое письмо Константину Богомолову в ответ на его манифест «Похищение Европы 2.0», публикуем без сокращений
Владислав Иноземцев. Время манифестов прошло. Настало время жизни. Я вижу в этом основание для оптимизма, и ни для чего больше

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как-то мы даже не поздравились сегодня . А ведь великий праздник! День эскимо. Ох..раньше таакое лакомство было! Да и сейчас хорошее мороженое эскимо ещё поискать нужно. К сожалению в ближайшем магазине только такое "48 копеек" и было. Эх, Радеж, такой Радеж (ул. Карла Маркса д.12, ...
Как мы помним, 9 марта 2017 г., 53 летний барыга хряк Владимир Бельский на Nissan Pathfinder гонялся за 9-ти летним мальчиком в Приозерске. Считая почему то, что если он бизнесмен и юрист, то ему ни чего за это не будет… Вот он "герой"нашего времени, любуйтесь, на здесь ещё довольную ...
Концепция проста: часть пороховых газов отводится через расположенный в казенной части ствола газоотвод и толкает груз от конца оружия к стрелку, в направлении, обратном полету пули, чем частично уравновешивает ...
Люди изобретают разные способы борьбы с хамством, может, поэтому у них население в общем и целом вежливее, чем наше. Может, поэтому они удивляются грубости нашего обслуживающего персонала, а мы удивляемся излишней, как нам кажется, вежливости. Легенды  ходят и перепечатываются ...
Пора выходить из спячки, выползать из-под снега и начинать жить. Отдельно хочу обратить внимание на безумнейшую юбку работы удивительного мастера i_seven . Это по-настоящему глупая, почти клоунская вещь, мой ...