Одинокий мститель
vikond65 — 07.06.2021В ночь с 7 на 8 июня 1940 года на столицу Германии впервые упали авиабомбы, сброшенные французским четырехмоторным тяжелым бомбардировщиком "Фарман" F.2234. Разумеется, это был чисто символический демонстративный жест, поданный французской пропагандой как акт возмездия за бомбардировки немецкой авиацией Парижа и других французских городов. К тому моменту во Франции был всего один самолет, способный по своим характеристикам и техническому состоянию выполнить подобную миссию. Его и послали.
F.2234 (он же NC.223.4) был построен в 1939 году в трех экземплярах. Изначально их строили как трансатлантические почтово-пассажирские авиалайнеры. Каждый экземпляр имел собственное название: "Камиль Фламмарион", "Жюль Верн" и "Ле Верье". Но когда "Фламмарион" уже был готов, а "Жюль Верн" и "Ле Верье" еще стояли в сборочном цехе, вспыхнула Вторая мировая война. Недостроенные машины, а заодно и готовую решили срочно переоборудовать в дальние ночные бомбардировщики.
Переделка свелась к установке под фюзеляжам восьми подвесок для 250-килограммовых бомб, монтажу в кабине штурмана бомбового прицела и шкворневого пулемета "Дарн" в дверном проеме. Разумеется, этот пулемет обеспечивал лишь символическую защиту, но французы решили, что ночная тьма и высокий потолок машины, способной набирать 8000 метров (ее даже планировали оснастить гермокабиной, но потом из-за излишней сложности от этой идеи отказались), сами по себе служат достаточной защитой от перехватчиков.
В начале июня из трех "Фарманов" лишь только "Жюль Верн" находился в исправном состоянии. Разумеется, если бы над Берлином отбомбились все три, моральный эффект был бы гораздо больше. Однако обстановка на фронте ухудшалась для французов настолько стремительно, что налет решили не откладывать до тех пор, пока починят остальные машины.
Маршрут к столице Рейха проложили довольно извилистый и максимально безопасный, благо более чем пятитонный запас горючего позволял огромной машине пролететь свыше 5000 километров. Самолет под управлением капитан-лейтенанта Дальера стартовал с авиабазы Мериньяк под Бордо, над морем обогнул Нормандию, пролетел над Ла-Маншем, Пересек Северное море, потом прошел над Данией и уже над Балтикой повернул на юг.
В результете он неожиданно подошел к Берлину с севера. Это направление немцы считали одним из самых безопасных, а потому зенитное прикрытие там было слабым. Однако на подлете французы обнаружили, что город закрыт густой облачностью. Им пришлось снижаться, но пробить облачный покров не удалось. Тогда они решили бомбить сквозь просветы в облаках.
Разумеется, ни о какой точности речи не было, тем не менее, две тонны фугасных и 88 мелких зажигательных бомб, которые механик Корнель бросал прямо из кабины через открытую дверь, упали на центральные кварталы у берегов реки Шпрее. Когда вся боевая нагрузка была сброшена, Корнель в очередном просвете разглядел внизу Рейхстаг. Разъяренный тем, что бомбить больше нечем, он сорвал с себя ботинки и швырнул их вселед за "зажигалками".
На этом бомбардировка закончилась. Зенитки с запозданием открыли беспорядочный огонь, а по небу начали шарить прожектора, но великий фантаст уже выходил из зоны ПВО без единой царапины. Утром 8 июня полет, длившийся почти 12 часов, благополучно завершился. На следующий день германское радио и пресса заявили, что от "французского варварства" в берлинском зоопарке погиб слон. О разрушениях и человеческих жертвах не сообщалось.
К концу второй декады июня, когда пал Париж, а военное положение Франции стало безнадежным, наконец, удалось привести в боеготовое состояние остальные два "Фармана". К тому моменту в войну вступила Италия и эскадрилью дальних "ночников" перебросили на итальянский фронт. Там они успели совершить несколько боевых вылетов, в частности, "Жюль Верн" разбомбил топливные резервуары итальянского флота в Порто-Магера.
После подписания Компьенского перемирия "Фарманы" разоружили и переклассифицировали в транспортники. 27 ноября "Ле Верье" был сбит англичанами над Средиземным морем во время полета в Ливан. Весь экипаж и пассажиры погибли. Остальные две машины в ноябре 1942 года сожгли самии французы, чтобы они не достались врагу при оккупации немцами южной Франции.
"Жюль Верн" возле ангара.
Вверху - "Жюль Верн" в ночном бомбардировочном камуфляже, в центре - он же после перевода в транспортную авиацию, внизу - "Ле Верье".
"Жюль Верн" и "Ле Верье" при виде сверху.
|
</> |