
Когда французы зажигали


На скрижалях истории наверняка найдется совсем немного морских баталий, в которых погибало сразу по шесть адмиралов. Возможно даже, что такая битва была всего одна. А произошла она ровно 345 лет тому назад, 2 июня 1676 года в бухте Палермо - столицы Сицилии.
В тот день французская эскадра под командованием герцога де Вивонна (он же Луи-Виктор де Рошешуар де Мортемар) разгромила объединенный флот Испании и Голландии, поэтому четверо погибших адмиралов были испанскими, а еще двое - голландскими. Лишились жизни командиры обеих эскадр: испанский адмирал Диего де Ибарра и нидерландский - Ян де Хаан, а также - командующий испанской галерной флотилией Хуан де Вильярояль.
У испанцев взлетели на воздух три фрегата, флагманский 64-пушечный линкор "Нуэстра Сеньора де Пилар" и две галеры, а у голландцев - три линкора, также включая флагман - 68-пушечный "Штеенберген". В целом же союзники потеряли девять кораблей из двадцати семи, еше несколько получили тяжелые повреждения, а французы, имевшие в начале боя 28 кораблей, с тем же количеством его и закончили.
Такого результата де Вивонну удалось добиться благодаря мастерскому применению брандеров, которые он направил на стоявший в бухте вражеский флот, предварительно обстреляв его из пушек. Обстрел служил не столько для нанесения врагу урона, сколько для отвлечения внимания и создания густой дымовой завесы. Ветер медленно понес большое облако порохового дыма в сторону противника, а под его прикрытием девяти французким брандерам удалось незаметно сблизиться с неприятелем, нацелившись на флагманов обеих эскадр.
Испанцы и голландцы слишком поздно обнаружили угрозу, успев потопить только две плавучие бомбы, сделанные из старых, списанных боевых кораблей. Остальные брандеры блестяще выполнили свою задачу, уничтожив четыре линкора и три фрегата. Тем временем французские линкоры утопили артиллерийским огнем две испанские галеры, в том числе - адмиральскую галеру "Сан Хосе", на которой погиб Хуан де Вильярояль.
Лишившись командования, испанцы и голландцы запаниковали. Некоторые корабли, обрубив якорные канаты, выбросились на берег, так как их экипажам показалось, будто французы пустили на них новые "зажигалки". Однако брандеры у де Вивонна закончились. Правда, у него оставалась возможность расстрелять из пушек еще несколько вражеских кораблей, сделав результат более убедительным. Но он, посчитав свою задачу выполненной, решил не рисковать и скомандовал отход.
В сражении было убито или утонуло не менее 1100 испанских и 260 голландских моряков, более 600 испанцев получили ранения, количество раненых голландцев нигде не указано. Французы же потеряли всего около 50 человек убитыми и 150 - ранеными. Благодаря этой победе французский флот захватил господство над Тирренским морем, вытеснив оттуда испанцев.

Типовой французский брандер XVII-XVIII веков, сделанный из списанного корвета. Единственным внешним признаком, указывающим на назначение судна, является дверь, прорубленная в кормовой части борта и предназначенная для облегчения эвакуации команды после сцепления с вражеским кораблем.

Слева: поперечный разрез французского "супербрандера", сделанного из трехпалубного линкора, нагруженного пороховыми бочками, бомбами и старыми орудийными стволами, служащими в качестве дополнительных поражающих элементов. Взрыв этой гигантской "адской машины" мог уничтожить сразу несколько вражеских кораблей, находящихся поблизости. Впрочем, у де Вивонна таких брандеров не было.
Справа: голландский линкор времен битвы в Палермской бухте. Примерно так выглядел взорванный там "Штеенберген".

Французская памятная медаль с профилем короля Людовика-XIV, отчеканенная в честь победы над испано-голландским флотом.
|
</> |
