Очень средняя школа
dpmmax — 06.10.2016Наблюдая за процессом (а также активно участвуя) учёбы детей, поневоле сравниваешь, как она организована сейчас, и как была поставлена, когда учили нас самих. Впечатления получаются неоднозначные, да и не всегда можно провести чёткую параллель. Особенно в том, что касается тех же книг, энциклопедий и всяких справочников: в этой сфере акцент сильно сместился в сторону электронных библиотек. Но есть один (на самом деле их больше, но про то разговор будет потом) момент, который мы с Оксаной заметили оба.
Это было заметно и во время учёбы старшей дочери, и сейчас, когда учится младшая. Объём знаний, который преподаватели считают достаточным. То есть, вполне достаточно для хорошей оценки, чтобы ты просто выучил то, что есть в учебнике. И всё. Я понимаю, что сейчас есть стандарты образования, и им положено следовать, но...
Мы с Оксаной вспомнили, как учителя наших с нею школ (самых обычных, между прочим) старались заинтересовать в своём предмете. Как рекомендовали дополнительную литературу, справочники, задачники. И ведь, между прочим, такая литература была, и её было довольно много. Всякие серии вроде "Занимательной математики", химии, биологии. Может, кто-то помнит книгу Дж. Уокера "Физический фейерверк"? Классная же была штука! Да и наши авторы тоже многое писали. А главное - учителя это озвучивали, старались подсказать.
Возможно, дело в том, как сейчас организована сдача экзаменов. ЕГЭ подразумевает письменный ответ, и ответ довольно лаконичный. Без особой лирики. И готовят школьников, соответственно, именно к тому, чтобы сдать уже этот ЕГЭ. Ничего лишнего. Научить бы все эти бланки правильно заполнять. И вспомните, как принимали экзамены, когда учились мы. Ведь на них приветствовалось, если ученик даёт развёрнутый ответ, если показывает знание дополнительных сведений, почерпнутых из источников, не входящих в обязательную школьную программу.
Мне, скорее всего, кто-то возразит, что сейчас есть школы, в которых есть углубленное изучение математики, физики или химии. Их сейчас модно называть гимназиями и лицеями. Ну да, есть. Да и в советское время в любом крупном городе была как минимум одна образцово-показательная школа. Но речь-то не о них, а о самых простых, обычных школах! Я не отрицаю того, что некоторое неравенство было и тогда, и налёт элитарности тоже местами присутствовал, но сейчас складывается такое впечатление, что это разделение пролегло ещё глубже.
И в итоге есть школы (я, кстати, о них уже писал), где и преподавательский состав посильнее, и для детей чуть ли не кастинг и вступительные испытания перед зачислением устраивают - и есть ну очень средние школы, где никому ничего особо не надо - лишь бы держаться в рамках стандарта образования и просто подготовить к сдаче ЕГЭ.
Не знаю, как вам, а мне эта тенденция не очень нравится. Массового потребителя мы всегда успеем вырастить, но хочется-то, чтобы и собственных Платонов, и быстрых разумом Невтонов... Или я неправ, и это всего лишь местечковое явление?
|
</> |