Обществоведение в портретах
andeadd — 02.05.2016 Нашему поколению вкручивали, что человеческое общество развивается в соответствии с теорией марксизма-ленинизма, т.е. всё завязано на классовой борьбе.Сначала, дескать, были обезьяны, у который много бананов, и обезьяны, у которых бананов мало. Малоимущие обезьяны организовали революцию и свергли банановых буржуев.
Ну и так далее, вы наверняка помните. Сплошные революции, а потом сразу коммунизм.
Время показало, что эта замечательная схема - пиздёж.
Но хочется же какую-то другую, правдивую. И желательно чтобы она была простая, понятная и легко запоминалась.
Именно такая схема есть у известного современного философа Дугина, сегодня я про неё вспомнил, ниже объясню почему.
* * *
В общем, Дугин говорит, что общество прошло путь, который можно условно назвать путём от тотального бессознательного к тотальному сознанию.
Сначала человек ничем не отличался от животного и реагировал на всё непосредственно и автоматически. Типа "гром гремит - надо съёбывать". ЧТО такое гром, почему он гремит - человеку в голову не приходило, так же как не приходит это в голову кошке или лягушке. Гремит - съёбывай. ВСЁ.
Второй этап - появление зачатков сознания, посредством которых человек задумался - а ПОЧЕМУ гремит гром? Логичный ответ - гром гремит, т.к. боги гневаются на всяких долбоёбов. Соответственно, на этом этапе развития человечества восторжествовало религиозное сознание, а лягушачье-кошачья архаика продолжала копошиться в бессознательном.
Затем человек додумался до того, что религия - штука тяжёлая и консервативная, ущемляющая свободу сознания, поэтому надо её отодвинуть и начать развиваться, т.е. нужен ПРОГРЕСС. Появилась НАУЧНАЯ парадигма мышления, т.н. МОДЕРН. "Если долго изучать, почему гремит гром, а также исследовать атомы и строить паровозы, то все люди станут счастливыми". А религия, соответственно, оказалась вытесненной на вторые роли - туда, где раньше была архаика.
Но спустя некоторое время люди поняли, что и модерн - то есть прогресс и наука - не приносит им счастья. По той же причине, что и религия - слишком мало свободы. Сознанию по-прежнему ТЕСНО. Свобода должна быть ТОТАЛЬНОЙ. Свобода от возраста (поэтому появились старики на самокатах), от пола (поэтому всё больше операций по смене пола), от семьи (в наше время женятся и выходят замуж в основном чисто ради прикола), от научных достижений (поэтому квазибуддизм нынче активно набирает обороты: "весь ваш материальный мир вместе с наукой и техникой - это ИЛЛЮЗИЯ; а почему гремит гром - мне ПОХУЙ"). В итоге модерн начал отступать под давлением постмодерна - идеологии абсолютной свободы и отсутствия ЛЮБЫХ схем, ограничивающих индивидуальное сознание.
Сейчас мы находимся именно на этом этапе - этапе перехода к тотальному постмодерну.
Дальше развиваться будет некуда, наступит тот самый КОНЕЦ ИСТОРИИ.
* * *
А вспомнил я об этой схеме, т.к. рассматривал нынче на выставке всякие портреты, в т.ч. стариков.
Вот например портрет старика эпохи РЕЛИГИИ.
Человек спокойно прожил жизнь, веря в Божий замысел и Божье милосердие, и теперь спокойно готовится ко встрече с Господом. Красота!
Это старик эпохи МОДЕРНА. Он всю жизнь воевал и работал ради будущего, верил в развитие своей страны и человечества, молился на луноходы и атомные ледоколы, и это его поддерживало.
А вот это старик эпохи ПОСТМОДЕРНА - автопортрет Пикассо за несколько месяцев до смерти. Пикассо говорил, что он здесь выразил весь свой ужас перед приближающимся небытием.
Согласитесь, впечатляет.
То есть тотальная свобода эпохи постмодерна автоматически означает и тотальное отсутствие ОПОРЫ.
Полностью свободного человека уже не УКРЕПЛЯЕТ изнутри ни вера в Бога, ни вера в развитие атомных луноходов.
И остаётся после этого у человека не счастье, а нечто другое - см. Пикассо.
|
</> |