Общественный транспорт и безопасность
samara_ru — 06.04.2012 Многие, наверное, уже слышали о сегодняшней трагедии, когда водитель ВАЗ-2113 нарушив ПДД, на нерегулируемом перекрестке выскочил для поворота на трамвайные пути перед самым носом трамвая. Характерная деталь к образу водителя, которую заметили те кто смотрел фотографии - "стритрейсеровский" глушитель на ВАЗе... И главное ему хоть бы что - но отскочивший ВАЗ опрокинул УАЗик железной дороги, который насмерть придавил выпавшую из него женщину :(Трамвай после проверки тормозов в присутствии сотрудников ГИБДД своим ходом отправился в депо, машины растащат, "тринадцатую" отправят на металлолом... а вот жизнь человека уже не вернуть.
Извините, но я опираясь на существующий опыт Самарского ТТУ все же дам несколько советов о том, как и водителям и пешеходам не попадать под трамваи и не получать травм в троллейбусах и автобусах.
Автомобилисты и те, кто собирается сдавать на права. Есть одно замечательное правило: "Трамвай большой и железный, поэтому он всегда прав". В ПДД на самом деле очень редки случаи, когда это не так - например трамвай не надо пропускать, если он выезжает из депо. Но и на дороге, и на экзаменах в ГИБДД, руководствуясь правилом "трамвай всегда прав" вы выиграете. Причина такого выделения трамвая банальна - вагон порожняком весит почти 20 тонн, он при движении скользит по рельсам (в этом режиме - работе на выбеге - и есть его смысл), чтобы остановить его надо очень много места. Если он идет под горку или во влажную погоду, то все еще сложнее. У вас не так часто на дороге возникает шанс пропустить трамвай - воспользуйтесь им.
Аналогично, совсем не даром на трамваях сзади написано "Занос 1,7 метра". Кстати, написано не очень грамотно - правильней было бы "Вынос 1,7 метра" - но это в Петербурге так пишут, у нас "занос". Раньше такой надписи на самарских трамваях не было, и когда при повороте хвост вагона бил по прижавшейся к нему легковушке, виноват был трамвай. Но бывший тогда замом по эксплуатации В.Р.Найдус сходил в ГИБДД, и вместе с ними нашел правильное решение. Теперь надпись есть, и в случае ДТП вы будете оплачивать и ремонт машины, и ремонт трамвая.
Пешеходы, трамвай надо обходить спереди. Это, казалось бы, совсем не новость. Но регулярно возникают ситуации, когда люди пытаются обойти его сзади, и попадают под колеса встречного трамвая. Суть в том, что обходя трамвай, вы, естественно, обходите его сразу за хвостом своего вагона - у водителя встречного трамвая физически нет возможности вас увидеть. Но тут тоже есть особенность - у трамвая Т3 достаточно большая мертвая зона обзора спереди, то есть пуль водителя закрывает водителю пространство непосредственно перед носом трамвая. Поэтому если вы переходите пути прямо перед передней сцепкой с мыслью "Водитель не тронется, пока я не перейду - он же не слепой!", то вы сильно рискуете своим здоровьем...
В Саратове ТТУ настолько заботливо, что оповещает и об этом отдельной надписью. Наше ТТУ пока надеется на вашу осмотрительность.
Очень важный момент для весны и осени - точнее весны, как сейчас, и осени - когда уже начался листопад: тормозной путь трамвая существенно увеличивается. Принцип простой - влага и листья служат дополнительной "смазкой" на поверхности рельса. Железное колесо в общем случае и так практически скользит по рельсу, ради чего рельсовый транспорт и применяют, и в названных условиях вагон при попытке резкого торможения просто понесет юзом. Для того, чтобы подобного не случалось, в вагонах (особенно современных) предусмотрены специальные технические решения, вплоть до посыпания поверхности рельса песком. Но на практике это очень не надежно. Еще один момент - торможение вагона на участках кривых - там вагон тормозит хуже.
По статистике в Самаре для пешеходов частой причиной попадания под трамвай является нетрезвое состояние, и переход путей в неположенном месте. Трамвай, в отличии от вас, остановиться мгновенно не сможет. Так что уж лучше бывает его пропустить, а потом спокойно пройти.
Теперь немного о наших троллейбусах... Они старые, не то, чтобы совсем - но весьма старые. Это не очень хорошо влияет на их электробезопасность. Дело в том, что это трамвай постоянно заземлен через рельсы. Троллейбус же имеет такую неприятную особенность, как "ток утечки", когда есть пробой на корпус троллейбуса, и пассажир, поднимаясь в него замыкает собой цепь, уводя ток с корпуса в землю. Естественно, за "токами утечки" следят, точнее следят чтобы их не было - для этого на диспетчерских пунктах оборудованы специальные посты. Но все же.. троллейбусы у нас старые, и во влажную погоду, лучше не надо держаться руками за его корпус. Ну так как-то спокойней будет.
Важный момент - придавливание дверьми, при отправлении с остановки. Тут принцип такой - водитель, собираясь отъехать от остановки, должен бы по идеи сперва закрыть двери, а потом уже делать все остальное. На практике водитель собираясь отъехать делает несколько дел сразу, жмет кнопки закрытия дверей, и смотрит в зеркало заднего вида слевой стороны, на предмет как ему встроиться в поток автомобилей. Проще говоря он на двери, закрывая их, не смотрит. Люди часто обижаются на водителей - что вот я бежал, а он закрыл перед носом двери и уехал, гад. На самом деле в этот момент водитель смотрит за потоком машин слева, вас он, скорее всего, просто не заметил. Точно также он не заметит вас придавив дверью, если вы запрыгнули в салон в последние мгновения перед отправлением. Так что оценивайте этот фактор при посадке.
Ну и проблема, которая "всегда с нами", при движении надо и правда держаться за поручень. Регулярно на пути транспорта вылезают не адекватные водители и пешеходы, никто упорно не хочет пропустить общественный транспорт - приходится резко тормозить, начинаются разговоры про "перевозку дров". А все дело в том, что если бы у нас на дорогах хотя бы немного уважали права и интересы других участников движения, то аварий и жертв было бы значительно меньше.
Здесь я описал наиболее характерные проблемы с безопасностью как для машин, так и для пешеходов по опыту работы самарских муниципальных транспортных предприятий. Так что это про нас с вами, не теория - печальная практика.
|
</> |